Муза любила Матвея Блантера

10.02.2018

Крупнейший советский композитор, на счету которого более 200 песен, некоторые из них стали народными.

Песня «Катюша» в конце 20 в. и сегодня является одной из визитных карточек России.

Родился Мотя (так называли его все, на протяжении жизни, кто был с ним на «ты») Блантер 10 февраля 1903 г. в не большом городке на Брянщине в семье преуспевающего купца и артистки. Дело у отца шло хорошо, и семья переехала в Курск. В пятилетнем возрасте как-то у знакомых Блантер увидел рояль и, понажимав по клавишам «пропал». Он со слезами уговорил отца купить ему инструмент и больше с ним не расставался. Мама наняла ему учительницу, а когда в Курск эвакуировалось в начале Первой мировой войны музыкальное училище, то Мотя стал его первым учеником.

Он посещал в городе все концерты, которые давали гастролирующие музыканты. Чтобы не платить за вход, порой договаривался с исполнителями, что будет переворачивать ноты.

Весной 1917 г. он приезжает в Москву, поступать в консерваторию, но друзья уговорили в училище филармонического общества (сегодня ГИТИС).

К этому времени отец купил восьми комнатную квартиру на Никитском бульваре, куда переехала вся большая семья Блантеров. Революция, Гражданская война ни денег, ни еды. За паек Блантер начал работать концертмейстером в воинской части. Первая слава, деньги, кураж от творчества пришел скоро, когда перешел работать в Мастфор (мастерская Фореггера). В то время любили сокращенья, и режиссер Фореггер так назвал свой театр миниатюр, работавший в агитационной, авангардной манере. Один перечень сотрудников этого театра заставляет восхититься – это все будущие классики отечественной культуры!

Среди артистов: пятнадцатилетний С. Герасимов и четырнадцатилетняя Т. Макарова; художники: двадцатидвухлетний С. Эйзенштейн и шестнадцатилетний С. Юткевич, музыкой заведовал семнадцатилетний Блантер, а литературой двадцатичетырехлетний В. Масс и О.Брик.

В таком коллективе началась композиторская деятельность Матвея Блантера. Он сочинял песенки фокстроты, танго. Деньги, популярность, тусовки, вся творческая элита жила одной большой семьей. Блантер вспоминал, как оказавшись в Питере с Маяковским целый день таскался с ним по улицам успокаивая, что не поклеили афиши к его вечернему концерту.

В другой раз, рассказывал ему, как проходили похороны Есенина, с чего тот и написал свое стихотворение на смерть поэта.

В конце свободолюбивых 1920-х, появились первые ласточки гонений. Рабочая ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ) стала интенсивно бороться с композиторами легкого жанра, к которым относился главный «фокстротчик» страны Блантер. Но тут ему повезло, ему предложили работу в агит театре строящегося промышленного города Магнитогорск. Города как такового еще не было. Были проекты, стройки, закладывались промышленные предприятия, намечались улицы, дома, все жили в бараках, но одно из первых построенных зданий был Драматический театр.

На премьеры спектаклей ходили со знаменами, (сейчас это трудно понять) как на праздник. Билеты распространяли по бригадам и доставались они лучшим работникам, кто заслуживал своим трудом побывать на спектакле.

В такой атмосфере, кардинально отличной от рафинированной богемности столицы начал работать Блантер. Он полностью пересмотрел свой подход к искусству, именно там родился тот композитор, который зажил духом своего времени и стал сочинять песни для всего народа. Сам композитор отмечал, что первой его удачей в Магнитогорске стала песня «Мальчишку шлепнули в Иркутске». Вот слова Матвея Блантера о песенном жанре:

« …лирика – один из важнейших жанров песенного искусства. Она позволяет раскрыть большую тему общественно-политического значения, в ней можно воспеть высокие гражданские идеи, затронуть самые тонкие струны души человека. Намного проще писать музыку, когда работаешь с высококачественными стихами».

Свою песню «Прасковья» (Враги сожгли родную хату), сделанную в 1945 г., он отложил на 15 лет, только потому, что друзья говорили, этот слишком больно сейчас слышать солдатам, вернувшимся с фронта. Родилась же она за один день. Как-то Блантер столкнулся с Твардовским, около подъезда своего дома. Тот ему сказал, беги, мол, к Исаковскому (они с Блантером жили на соседних этажах), у него стихи хорошие есть. Он пошел. А Исаковский его встречал словами:

«Очевидно, Саша (Твардовский) ничего в этом деле не понимает. Здесь слов – целая простыня. В какую песню это влезет?»

Но через час, они уже сделали новую песню. Через неделю они записали студийную версию. А через 15 лет М. Бернес сделал ее одной из самых популярных песен Советского Союза.

калинчев.рф

Песня на стихи Константина Симонова и музыку Матвея Блантера «Песня военных корреспондентов» (1943 г.) исполняет Герман Орлов (вариант без редакций).