Рождение театра Красной Армии. И танки на сцене.

Днем рождения Центрального академического театра Российской армии, тогда назывался Красной Армии, является 6 февраля 1930 г., когда на сцене Дома Красной Армии, что на площади Коммуны (сейчас Суворова) был сыгран спектакль «К.В.Ж.Д.», о событиях на Китайско-восточной железной дороге. Спектакль был посвящен событиям 1929 г., когда китайцы захватили контроль над железной дорогой, и Красной Армии пришлось отбивать ее у противника.

Сам же театр образовался по решению Главпура РККА (Главное политическое управление Рабочей Крестьянской Красной Армии), путем слияния нескольких агитбригат.

Агитбригады образовались в период Гражданской войны для обслуживания фронтов. Их целью стояла пропаганда Советской власти и идей революции и т.д. После окончания войны агитбригады получили новое дыхание. Распространялись на стройках, предприятиях, вузах, среди студенчества. Выступления были на наспех сколоченных сценах, в домах культуры, на платформах поездов и т.п.

На основе таких полупрофессиональных коллективов, работающих в системе Наркомата обороны, была сформирована труппа театра Красной Армии.

Первым руководителем ее стал Ю.А. Завадский. В 1935 г. театр возглавил А.Д. Попов, с именем которого связан его расцвет. В репертуар вошли, как агитационные просветительские вещи, так и классические.

В 1940 г. на площади Коммуны было построено здание театра. Стройка заняла около пяти лет.

Существует легенда, по которой Нарком обороны СССР Ворошилов, разговаривая с архитекторами, очертил карандашом свою пепельницу в виде звезды, со словами, что таким и должен быть театр.

Вообще Нарком принимал самое активное участие в процессе проектирования и обустройства театра. Вносил правки, изучал чертежи и эскизы, давал рекомендации, указания, согласовывал или отправлял на доработку, помогал решать хозяйственные вопросы.

Построенный комплекс грандиозен не только для своего времени, но и по сей день. Около 40 заводов работало над заказами для театра Красной Армии.

Сцена театра остается самой большой не только в России, но и в Европе.

Технические механизмы могут менять рельеф сцены, на ней можно было воссоздать любое событие в реальном масштабе. Вот, что писала пресса того времени:

«на такой сцене может действовать батальон пехоты, кавалерия, танки. В театре имеется специальный танковый въезд, по которому эти машины будут попадать на сцену».

Большой зрительный зал рассчитан почти на 2000 мест. Над ним концертный зал на 500 мест. А еще выше помещения художественных мастерских, где готовятся живописные декорации. Театр имел собственную электроподстанцию, позволяющую обеспечивать свои нужды.

Здание занимает десять этажей над землей и столько же под ней. Большая сцена это шесть этажей, а три – малая.

Особое внимание уделялось зрительским местам, которые должны были быть все одинаково комфортны и удобны для восприятия, подчеркивая равенство классов. Не уступает грандиозности и оформление. Плафоны зала, фойе расписаны лучшими живописцами того времени (Л.А. Бруни, В.Л. Фаворский, А.А. Дейнека и др.). К сезону 1940 г. архитекторы К. Алабян и В. Симбирцев сдали здание в эксплуатацию. Война, правда, помешала довести до конца задуманное оформление. На центральной башне планировалась фигура красноармейца, над фронтоном скульптура «Октябрь», пять углов должны были быть украшены композициями различных родов войск, а вокруг здания парк и фонтаны.

Во время Великой отечественной войны труппа была разбита на 19 бригад и концертировала по передовым, а сам театр эвакуировался в Свердловск. После завершения войны это был один из самых сильных театров по составу, репертуару и востребованности у зрителя. С 1963г. по 1973 г. театр возглавлял сын Попова Андрей. Он привлек к постановкам на сцене театра многих выдающихся режиссеров своего времени. В разные годы на сцене театра работали режиссёрами Хейфиц, Еремин, Завадский и другие. Труппа театра также всегда отличалась наличием большого количества «звезд» ( Покровская, Голубкина, Абрамова, Зельдин, Чурсина, Петров и многие другие).

Сам я в этом театре был один раз, лет 15 назад, помню, на меня произвело впечатление все его оформление, лестницы, ажурные стекла и т.д. по списку. О том, как там сейчас знакомая рассказывала, что и постановки остаются на хорошем уровне. Класс не теряют.

калинчев.рф