3158 subscribers

Как меня сделали отцом старшего сына Елены Сафоновой и почему актриса предлагала мне звать её Васей

345 full reads
661 story viewUnique page visitors
345 read the story to the endThat's 52% of the total page views
5,5 minutes — average reading time
Елена Сафонова (Ольга Ивановна) из фильма "Зимняя вишня"
Елена Сафонова (Ольга Ивановна) из фильма "Зимняя вишня"
Елена Сафонова (Ольга Ивановна) из фильма "Зимняя вишня"

В журналистской работе бывают разные казусы. Один из них, случившийся на 75-летие "Комсольской правды", которое отмечалось в конце мая 2000 года в уже несуществующем знаменитом концертном зале "Россия", помнится до сих пор. На юбилей, как водится, пришли многие именитые гости, в числе которыех были и знаменитые артисты.

Пока шла торжественная часть, народ понемногу ходил-выходил в буфет и обратно. И вот смотрю, в фойе показалась Она - Зимняя вишня! Та самая Оля - Елена Сафонова из очень любимого (в том числе за рубежом) советского фильма , снятого режиссером Игорем Масленниковым в 1985 году на "Ленфильме". А у меня - диктофон и фотоаппарат с собой, вот и решил не упускать момента. Представился, попросил разрешения задать несколько вопросов...

По ходу разговора понимал, что интервью складывается (на следующее утро предложил его на планерке в "КП", и оно пошло в номер). В конце беседы попросил "дрянную девчонку" Дашу Асламову, подошедшую к нам, сфоткать меня с Леной на мою пленочную мыльницу, и потом, разволновавшись от градуса момента, поблагодарил Сафонову: "Спасибо, Лариса!" На это Елена кротко и без запинки ответила: "Можете звать меня Васей!". Через несколько лет, в Риге, после антрепризного спектакля "Слухи", в котором играла Сафонова, я напомнил про этот случай, оказавшись в большой компании известных российских актеров за одним столом в армянском ресторане (все смеялись, и Лена - тоже)))

В фойе государственного центрального концертного зала "Россия" с Еленой Сафоновой. Фото: Даши Асламовой.
В фойе государственного центрального концертного зала "Россия" с Еленой Сафоновой. Фото: Даши Асламовой.
В фойе государственного центрального концертного зала "Россия" с Еленой Сафоновой. Фото: Даши Асламовой.

Без меня меня женили

Когда я решил поделиться этой историей и тем самым интервью здесь, в Дзене, и полез в интернет, чтобы уточнить кое-что из биографии актрисы, то был буквально смятен - несколько сайтов использовали именно этот снимок (с усекновением девушки на заднем плане), чтобы проиллюстрировать некоторые моменты личной жизни Елены.

На вышеприведенной фотографии меня выставили в роли Ваче Мартиросяна - бизнесмена из Армении, с которым у Елены в конце 1980-х был роман, но не сложилось, и Ваче эмигрировал к жене в США, не зная даже, что актриса забеременела от него. В 1991 году Елена родила сына и назвала его Иваном, дав свою фамилию... Иван сейчас работает на "Мосфильме".

Ныне не установить, кто первым из коллег-бракоделов использовал этот снимок, который 6 сентября 2011 года я опубликовал в своем Живом Журнале, но чести подобная халтура нашему цеху не прибавляет. Поэтому впервые публикую еще один снимок того памятного вечера, который у Даши Асламовой получился совсем уж засвеченным, но разобрать, что на нем я и Елена Сафонова можно без проблем... А на заднем плане хорошо узнаваемая лестница в ГЦКЗ "Россия" (кто бывал, конечно).

Елена Сафонова и собкор "КП" в Латвии Карен Маркарян. Фото: Даши Асламовой
Елена Сафонова и собкор "КП" в Латвии Карен Маркарян. Фото: Даши Асламовой
Елена Сафонова и собкор "КП" в Латвии Карен Маркарян. Фото: Даши Асламовой

А в том давнем интервью с Еленой Сафоновой - дочерью народного артиста РСФСР Всеволода Сафонова (вспомните хотя бы "Белорусский вокзал", где он сыграл одного из фронтовиков) мы говорили и о новых работах актрисы, о мужчинах, о съемках в стиле ню, о жлобстве - российском и зарубежном, нищете и богатстве страны, и о новом тогда президенте РФ Владимире Путине... Многие слова Елены и сегодня звучат акутально.

Елена Сафонова: "Настоящих мужчин я узнаю по запаху"

- Елена, мы с вами встретились на юбилее «Комсомолки». Не боитесь дружить с журналистами?

- Нет, хотя сейчас, после некоторых публикаций, на личные темы говорить особо не хочется. Понимаю, что у журналистов такая работа. Ведь у нас в кино тоже не все удается. Бывает почти по Черномырдину (Виктор Черномырдин - советский и российский госдеятель, премьер-министр РФ с 1992 по 1998 - К.М.): хотели снять, как лучше, а получилось, как всегда.

Елена Сафонова и Виталий Соломин. Кадры из фильма "Зимняя вишня".

Россия - это адреналин

- Французский период вашей жизни закончился?

- Нет, время от времени я живу и во Франции. Но комфортнее мне в России, как русскому человеку, который привык к потрясениям и жизни на вулкане. А во Франции мне скучно. Молотком по голове – это нормальное состояние жизни, хотя ничего хорошего, конечно, в этом нет. Не приносит хорошего настроения, но прибавляет адреналина в крови. По большому счету, может быть, поэтому мы и развиваемся быстрее духовно. Но изумляет мысль: если мы такие развитые, то почему такая нищета кругом? Вот это действительно странно.

...Позволю небольшое отступление, чтобы внести ясность с французским периодом жизни актрисы. После съемок в 1987 году в советско-итальянском фильме "Очи черные" Никиты Михалкова, в котором Сафонова сыграла главную роль героини из чеховских рассказов, в которую влюбляется итальянский архитектор, сыгранный знаменитым Марчелло Мастроянни, актрису стали приглашать сниматься зарубежом.

В 1992 году она сыграла во французской военной драме Клода Миллера "Аккомпаниаторша" одну из главных ролей - оперную диву, выступающую перед нацистами, но поддерживающую связь с бойцом Сопротивления Жаком, который являлся и ее любовником. Французский актер Самюэль Лабарт, игравший Жака, был поклонником русской артистки. Поэтому киношная роль переросла в любовь и завершилась стремительной свадьбой и переездом актрисы вместе с сыном Иваном во Францию. А так как Елена училась в Москве в специальной средней школе с углубленным изучением французского, то с языком проблем не возникало. Вскоре родился сын Александр, но Сафонова не собиралась замыкаться лишь на семье. Она снималась во французских фильмах, играла в спектаклях и даже была приглашена в жюри Каннского фестиваля. Самюэль был куда менее известен, хотел, чтобы Елена занималась больше домом, что в конце концов привело к разрыву отношений. Уже в 1997 году Елена возвратилась в Россию, но младшего сына, по французскому законодательству, ей увезти из Парижа не позволили.

Французский муж Сафоновой с сыном Александром - актером и режиссером. Фото из сети.
Французский муж Сафоновой с сыном Александром - актером и режиссером. Фото из сети.
Французский муж Сафоновой с сыном Александром - актером и режиссером. Фото из сети.

- В каком фильме сейчас снимаетесь?

- Есть достаточно много предложений, просто ни у кого не хватает денег их реализовать. А сейчас я играю спектакль по пьесе Надежды Птушкиной "Плачу вперед!". Со мною вместе – Альберт Филозов, Таня Кравченко и молодая актриса Ольга Мугрычева. Пьеса про актеров – очень смешная, дурацкая и трогательная одновременно. Она из разряда пьес, как в свое время у Аллы Соколовой "Фантазии Фарятьева": некая гипертрофированная реальность. Но, если всмотреться в эту историю, то понимаешь, что мы так и живем – совершенно сумасшедшим образом.

С Виталиком Соломиным и Ларисой Удовиченко у нас остался недоснятый сериал "Все красное" по Хмелевской. Очень хорошая история, но, к сожалению, пока все встало.

Роль в "Зимней вишне" оказалась для Елены сквозной, прошедшей через всю жизнь и ставшей во многом автобиографичной, не имея в виду даже то, что после первого фильма были сняты три продолжения...
Роль в "Зимней вишне" оказалась для Елены сквозной, прошедшей через всю жизнь и ставшей во многом автобиографичной, не имея в виду даже то, что после первого фильма были сняты три продолжения...
Роль в "Зимней вишне" оказалась для Елены сквозной, прошедшей через всю жизнь и ставшей во многом автобиографичной, не имея в виду даже то, что после первого фильма были сняты три продолжения...

В стиле ню

- Сейчас у спортивных и эстрадных звезд в моде сниматься в эротических изданиях. К вам никогда не обращались, скажем, из "Плейбоя" с "недостойными" предложениями?

- Много лет назад у меня был такой эксперимент. Ведь когда мы смотримся в зеркало – это одно, а фотография, экран – совершенно иное дело. Я попробовала, сама себе понравилась и на этом угомонилась. Это был французский журнал "Эль". Снимки разошлись затем по всему миру, и потом пришлось выслушивать множество претензий от соотечественников.

На самом деле, я не считаю, что позировать в обнаженном виде необходимо. Наверное, если бы я не была артисткой, а была бы учительницей в школе или вообще занималась бы какой-то нормальной человеческой деятельностью, то вряд ли бы мне это пришло в голову. Но когда твоя профессия заключается в том, что на тебя все время смотрят, то у тебя невольно возникает желание и даже необходимость увидеть: а какая я со стороны?

Я долго не решалась это сделать, пока не увидела документальный фильм об актрисе Роми Шнайдер, которую просто обожаю. Выяснилось, что она в свое время сделала огромно количество фотографий в стиле "ню", которые долго прятала. У нее было точно такое же желание, как и у меня. Шнайдер было немногим за тридцать, когда она снималась обнаженной. Видимо, это нормальное желание для актрисы. Но только, когда это сделано, ты понимаешь, что все было совершенно излишне.

В этом отношении в "Зимней вишне" все было весьма целомудренно, но куда эротичнее, чем во многих нынешних откровенных сценах, которыми изобилуют современные фильмы...

Вето на рекламу

- Возможно ли актрисе в наше время прожить на гонорары?

- Если ты затребован, прожить можно. Подчеркиваю: прожить. Но, если спрос на актера падает, это означает, что ты – за чертой нищеты. Это абсолютное безобразие!

Я не снимаюсь в рекламе, но не потому, что мне не нужны деньги. Я нормальный человек, иногда даже транжира. В моей жизни тоже бывают моменты, когда, скажем, яблок купить не на что. Но это обыденная ситуация, и не только у нас. Такое случается и с очень известными зарубежными артистами. И от рекламных съемок отказываюсь не потому, что презрительно к этому отношусь. Просто понимаю, что в нашей стране мы пока не дошли до того момента, когда реклама воспринимается нормально. Я лично знакома с очень многими режиссерами, для которых твое появление в рекламе зачеркивает тебя как кандидатуру на какую-либо роль в их картинах. С этим надо считаться.

В мужчине главное - запах

- Вам нравится Путин?

- Да, я голосовала за него. И он мне очень симпатичен. На самом деле. И со многим, что он говорит, я согласна. Я буду рада и счастлива, если ему, как одному из очень немногих, удастся превратить нашу страну в относительно цивилизованное государство.

- А какого типа мужчины или черты характера вам нравятся вообще? На что вы, во-первых, обращаете внимание?

- Во-первых, на мужчину! Это настолько все индивидуально – кто на что обращает внимание. Я вообще думаю, что это чисто химический, генетический процесс. Я реагирую на запахи. Это не зависит ни от возраста, ни от внешности мужчины. Мне все равно, какого он роста, брюнет или блондин, род его занятий.

С латвийским актером Иваром Калниньшем - несостоявшимся мужем в фильме "Зимняя вишня".
С латвийским актером Иваром Калниньшем - несостоявшимся мужем в фильме "Зимняя вишня".
С латвийским актером Иваром Калниньшем - несостоявшимся мужем в фильме "Зимняя вишня".

- А какие черты характера вам претят?

- Хамства и жлобства не переношу...

- Но тем не менее вы говорите, что вам интереснее жить в России, а не во Франции?

- А вы думаете, что там нет хамов и жлобов? Они есть и еще какие. Дело в том, что там уже веками сложился определенный уровень общества. И люди очень прилично раскланиваются. Но за всем этим часто стоит такое же глубинное жлобство из каменного века. И это страшнее, потому что его не сразу можешь распознать. Потому что оно очень хорошо одето, от него вкусно пахнет, и оно так кланяется…

К сожалению, уехать от этого некуда – не на другую же планету! И, когда в России тоска доходит, что называется, до ушей и думаешь, куда бы эмигрировать, понимаешь, что за границей будет все то же самое, только на иностранном языке. Это еще хуже.

Несравненная Елена. Кадры из "Зимней вишни".

Карен Маркарян.

Вот такая история. Когда я рассказал тогда московским коллегам о тоне высказываний Елены Сафоновой о французах (я еще смягчил в тексте), мне объяснили, что актриса переживает трудный период. Бывший муж-француз не отдавал сына Александра, Елена пыталась в течение трех лет через суд добиться его возвращения в Россию, но этого не удалось. По французским законам, лишь по достижении совершеннолетия ребенок сам мог решить, с кем и где ему оставаться. Понятно, что это было равносильно приговору.

С первым мужем, актером товстоноговского БДТ Виталием Юшковым, познакомилась на съемках фильма "Семья Зацепиных" (1977), когда ей было 20 лет, и вышла за него замуж. Вместе прожили 6 лет, после чего развелись. Виталий женился на работнице БДТ и эмигрировал с ней в Израиль, где живет и сейчас.

Виталий Юшков - первый муж Елены Сафоновой играл роли в основном положительных персонажей - милиционеров, военных, преподавателей или журналиста, как на этом кадре из социальной драмы "Осенняя история" 1979 года.
Виталий Юшков - первый муж Елены Сафоновой играл роли в основном положительных персонажей - милиционеров, военных, преподавателей или журналиста, как на этом кадре из социальной драмы "Осенняя история" 1979 года.
Виталий Юшков - первый муж Елены Сафоновой играл роли в основном положительных персонажей - милиционеров, военных, преподавателей или журналиста, как на этом кадре из социальной драмы "Осенняя история" 1979 года.

И еще несколько фактов. Училась во ВГИКе, перевелась в Ленинградский института кинематографии, который успешно окончила. Первая главная роль Елены в кино - роль Саломеи Крушельницкой в биографической картине "Возвращение Баттерфляй" (1983). Но широкую известность Сафоновой принесла именно роль Ольги в «Зимней вишне» (1985), за которую она получила свою первую награду, став лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии за лучшие актерские работы". И по опросу главного киношного издания в СССР журнала "Советский экран", была признана лучшей актрисой 1985 года.

А в 1997 году Елена была награждена премией "Ника" за "Лучшую женскую роль" в фильме "Президент и его женщина". В 1999 году удостоилась росийской театральной премии "Чайка" за лучшую женскую роль в спектакле "Плачу вперед!" по одноименной комедийной пьесе Надежды Птушкиной в постановке Геннадия Тулеса на сцене театра «Амфион» (Москва). В 2011 году получила почетное звание заслуженной артистки Российской Федерации. До сих пор играет на сцене и в кино.