Мяг­кие плас­ти­ковые при­ман­ки

Ва­ри­ан­тов плас­ти­ковых при­манок ве­ликое мно­жес­тво. По ха­рак­те­ру дви­жений их мож­но раз­де­лить на две груп­пы: “ак­тивные”, т. е. име­ющие собс­твен­ную иг­ру и “пас­сивные”, та­кой иг­ры не име­ющие. Что­бы зас­та­вить пос­ледние иг­рать, не­об­хо­дима не­рав­но­мер­ная про­вод­ка, осу­щест­вля­емая ли­бо ка­чани­ем уди­лища, ли­бо пре­рывис­тым вра­щени­ем ка­туш­ки. По­это­му пас­сивных при­манок срав­ни­тель­но нем­но­го — око­ло 10 про­цен­тов. Ос­новную же мас­су ас­сорти­мен­та сос­тавля­ют ак­тивные при­ман­ки, ко­торые за счет осо­бой фор­мы име­ют за­мет­ную иг­ру да­же при прос­той рав­но­мер­ной про­вод­ке. По­это­му по­гово­рим сна­чала о них.

Прин­ци­пи­аль­но ак­тивные при­ман­ки де­лят­ся на твис­те­ры и виб­рохвос­ты. “Твис­тер” при дос­ловном пе­рево­де с ан­глий­ско­го оз­на­ча­ет “из­ви­ва­ющий­ся”, а впер­вые на­лади­ла мас­со­вое про­из­водс­тво та­ких при­манок аме­рикан­ская фир­ма “Mister Twister” в на­чале 70-х го­дов.

Рис. 1. Мо­дели твис­те­ров:

а) ба­зовая мо­дель; б) “гре­бешок”; в) “вь­юн”; г, д) “ля­гуш­ка”; е) “ка­рака­тица”.

Твис­те­ры (рис. 1) ими­тиру­ют раз­личных чер­вей и сос­то­ят из коль­ча­того те­ла и плос­ко­го, изог­ну­того в фор­ме за­пятой хвос­та. Хвост при дви­жении со­вер­ша­ет вол­но­об­разные ко­леба­ния, чем и при­да­ет при­ман­ке сходс­тво с жи­вым ор­га­низ­мом. Ос­новная (ба­зовая) мо­дель изоб­ра­жена на рис. 1а. Это са­мая прос­тая и са­мая рас­простра­нен­ная фор­ма во всем ми­ре (при­мер­но 2/3 твис­те­ров име­ют по­хожую кон­фи­гура­цию). На ее прин­ци­пе соз­да­ны поч­ти все ос­таль­ные об­разцы “из­ви­ва­ющих­ся хвос­тов”.

Твис­тер “гре­бешок” (рис. 16) име­ет осо­бый гре­бень, ко­торый раз­но­об­ра­зит иг­ру при­ман­ки и соз­да­ет бо­лее силь­ные акус­ти­чес­кие ко­леба­ния. У мо­дели “вь­юн” (рис. 1в) вы­сокий спин­ной плав­ник с про­доль­ным внут­ренним кар­ма­ном поз­во­ля­ет спря­тать в нем крю­чок и де­ла­ет всю при­ман­ку не­зацеп­ля­емой. А вот твис­тер “ля­гуш­ка” (Double tail — “двой­ной хвост”) име­ет сра­зу два хвос­та и по­это­му об­ла­да­ет бо­лее объ­ем­ной, и раз­но­об­разной иг­рой. Конс­трук­тивно “ля­гуш­ка” мо­жет иметь раз­ное ис­полне­ние (рис. 1 г, д). Еще эф­фектив­нее иг­ра у при­ман­ки “ка­рака­тица” (рис. 1е). На мой взгляд, это од­на из луч­ших мо­делей твис­те­ров. Пос­ледние два ва­ри­ан­та сим­метрич­ны, об­ла­да­ют не­кото­рым пла­ниру­ющим эф­фектом и с ус­пе­хом при­меня­ют­ся для лов­ли в от­вес, в т. ч. и зи­мой.

Рис. 2. Мо­дели виб­рохвос­тов:

a) “Vibro Tall”; б) “Shad” — ба­зовая мо­дель; в) “Long John” — уз­кая мо­дель;

г) виб­ро­червь (виб­рохвост в фор­ме чер­вя).

Виб­рохвос­ты (рис. 2) вид приманки которая ими­тиру­ет в ос­новном ры­бок и сос­то­ят так­же из те­ла и мяг­ко­го хвос­та с по­переч­ной ло­пастью сза­ди. Имен­но эта ло­пасть зас­тавля­ет при­ман­ку ко­лебать­ся, что и при­да­ет ей сходс­тво с жи­вой рыб­кой.

Од­ну из пер­вых мо­делей вы­пус­ти­ла в се­реди­не 70-х фир­ма “Blue Fox”, она так и на­зыва­лась: “Vibro Tail” (виб­рохвост) и снаб­жа­лась спе­ци­аль­ной “сто­ячей” го­лов­кой (рис. 2а). Нес­мотря на боль­шую ло­пасть, иг­ра та­кой при­ман­ки не­совер­шенна: из-за ко­рот­ко­го пред­хвостья ко­леба­ния по­луча­ют­ся слиш­ком мел­ки­ми и быс­тры­ми. Прак­ти­чес­ки од­новре­мен­но фран­цу­зы и аме­рикан­цы соз­да­ли бо­лее прос­тую и удач­ную фор­му “Shad” (се­лед­ка), ко­торая и ста­ла ос­новной (ба­зовой) мо­делью виб­рохвос­та (рис. 26). Имен­но та­кая фор­ма ис­поль­зу­ет­ся на­ибо­лее час­то, хо­тя не­ред­ки и “рыб­ки” с уз­ким те­лом, нап­ри­мер, мо­дель “Long John” (Длин­ный Джон) (рис. 2в). Су­щес­тву­ет так­же ва­ри­ант в ви­де чер­вя (рис. 2 г).

На­ряду с наз­ва­ни­ем “виб­рохвост” не­ред­ко встре­ча­ет­ся и дру­гое — “Ripper”, что в пе­рево­де с ан­глий­ско­го оз­на­ча­ет: “рых­ли­тель, инс­тру­мент с заг­ну­той рас­ши­рен­ной зад­ней частью (мо­тыга, тяп­ка)”.

Ак­тивные при­ман­ки име­ют ин­тенсив­ную иг­ру хвос­та, т. е. зад­ней час­ти. Эта иг­ра на­поми­на­ет ир­ланд­ский та­нец джи­гу, где тан­цу­ющие так­же ак­тивно “ра­бота­ют” упо­мяну­той частью те­ла. По хо­ре­ог­ра­фичес­кой ана­логии твис­те­ры и виб­рохвос­ты ста­ли на­зывать джи­говь­ши при­ман­ка­ми, а спе­ци­аль­но сгру­жен­ные крюч­ки для них — “джиг-го­лов­ка­ми”.

В даль­ней­шем по­нятие джи­гов нес­коль­ко рас­ши­рилось, ведь на крюч­ке джиг-го­лов­ки аме­рикан­цы ста­ли де­лать те­ло и из дру­гих ма­тери­алов: ме­ха, перь­ев, ре­зино­вых ни­тей. Эти при­ман­ки так­же счи­та­ют­ся джи­говь­ши. Но при этом ос­та­ет­ся по­нятие “джиг-го­лов­ки” — не­под­вижной пе­ред­ней час­ти — и “те­ла” — иг­ра­ющей зад­ней час­ти.

Кро­ме ос­новно­го сло­во “джиг” име­ет и не­кото­рые дру­гие тол­ко­вания, об­щий смысл ко­торых мож­но уп­ро­щен­но свес­ти к фра­зе “дви­гать(ся) ту­да — сю­да”. В этом кон­тек­сте мож­но рас­смат­ри­вать “джиг­гинг” как от­весное блес­не­ние, при ко­тором при­ман­ка дей­стви­тель­но дви­га­ет­ся как ту­да, так и об­ратно. Но здесь сох­ра­ня­ет­ся глав­ный прин­цип от­весной блес­ны: она да­ет ос­новную иг­ру при дви­жении “от ры­боло­ва” и при этом не пе­рево­рачи­ва­ет­ся. А это уже нес­коль­ко дру­гое по­нятие и те­ма для от­дель­но­го раз­го­вора.

Но не сле­ду­ет сме­шивать вер­ти­каль­ное блес­не­ние со спин­нинго­вой про­вод­кой при­ман­ки, ко­торая, пусть да­же скач­ка­ми, но дви­жет­ся всег­да в од­ном нап­равле­нии — к ры­боло­ву, но ни­как не об­ратно. По­это­му мне ка­жет­ся неп­ра­виль­ной точ­ка зре­ния, при ко­торой сло­во “джиг” ас­со­ци­иру­ет­ся толь­ко с не­рав­но­мер­ной про­вод­кой; и лю­бая при­ман­ка, при­год­ная для та­кой про­вод­ки, счи­та­ет­ся джи­гом. Ведь, нап­ри­мер, как ни ве­ди твис­тер или виб­рохвост — сту­пень­кой или рав­но­мер­но, они, не­сом­ненно, ос­та­ют­ся джи­говь­ши при­ман­ка­ми.

Та­ким об­ра­зом, для клас­си­фика­ций пер­вична все-та­ки конс­трук­ция из­де­лия, а тип про­вод­ки вто­ричен.