Почему нужно читать современную литературу, а не только классику

192 full reads
373 story viewsUnique page visitors
192 read the story to the endThat's 51% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Хорошую и плохую литературу многие различают по принципу «откликается она моим жизненным представлениям или нет, могу ли я себя идентифицировать с героем или не могу, понятно мне все или не очень», таким образом отбрасывая огромный пласт совершенно гениальных книг и оставляя для себя возможным лишь перечитывание приятной для слуха классики. 

Никакой экзотики, никакого садизма, инвалидов, недайбогтебе феминизма, гомосексуализма, ни-ни. Чтоб все аккуратненько, в рамках приличия и «возвышало душу».

Почему нужно читать современную литературу, а не только классику

При этом люди, взахлеб перечитывающие по пятому разу «Анну Каренину», забывают, что когда-то этот роман был еще какой экзотической новейшей литературой.

Женщина бросила семью и ребенка, отказалась от положения в обществе ради страсти? В конце 19 века? Да такое ее современникам и в страшном сне не могло присниться.

Это сейчас только «А.К.» мы считаем высокой литературой, способной украсить наш диванный вечер.

Почему нужно читать современную литературу, а не только классику

Сам Толстой со всем своим пацифизмом, вегетарианством, отказом носить дворянское платье, в борьбе с эксплуатацией труда стариков и женщин и любящий помахать тяпкой в саду, являлся самым что ни на есть родоначальником тогдашней «новой этики». Тысячи людей следовали его учению, приезжали к нему из разных стран, в его дом совершались целые поломничества.

Почему нужно читать современную литературу, а не только классику

Зато знаете, кто был самым модным писателем во времена выхода его «Анны Карениной»? Некий Матвей Комаров! Его «Повестью о приключении английского милорда Георга и о бранденбургской маркграфине Фридерике Луизе» зачитывались все, от Белинского до обычного мужика. Вы сейчас никто читать такое не будете.

В современной литературе разбираться всегда гораздо сложнее. Для этого нужно иметь чутье, мыслить на 5 лет вперед, угадывать тенденции и уметь находить среди множества совершеннейшего говна конфетку. Ну, или читать тех, кто умеет.

Нужно идти в ногу со временем, как бы иногда ни было неудобно, незнакомо, непривычно. Любое новшество всегда поначалу пугает и вызывает чувство отторжения (по крайней мере, если вам за 30 и родители вкладывали хоть малейшие силы в ваше воспитание). 

Однако только это самое новое развивает нас, расширяет наши горизонты, помогает понять, что за пределом видимости жизнь не заканчивается, позволяет лучше узнать людей более молодых поколений, других стран, другой ментальности, образа жизни, не превращаться в тошнотворного олдскульного назидателя, дарит новые ощущения и открытия.

Почему нужно читать современную литературу, а не только классику

Под огромным натиском свалившейся на нас сейчас литературы на темы гомосексуализма, национализма, феминизма, проблемы насилия, инвалидов и пр. не выстоит не только любитель вековой классики, но и самый продвинутый книжный эстет.

Потому что в таком масштабе искусство перестает быть искусством, а становится пропагандой и политикой. Перестает быть искусством и потому, что на смену качественного художественного материала и авторского уникального видения приходит преклонение перед требованиями общественных норм и желание автора быть модным, соответствовать тенденциям и получить какую-нибудь премию. 

Почему нужно читать современную литературу, а не только классику

Однако и в этом засилье неудобоваримого и отталкивающего тематически литературного материала встречаются свои бриллианты. Роман «Маленькая жизнь» Х.Янагихары, «Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза, «Коллекционер» Дж. Фаулза - книги, которые тронут душу, заставят сопереживать, сочувствовать, глубже понимать других, даже совсем иных, научат мыслить иначе и поднимут на более высокий уровень ощущение сопричастности с происходящим вокруг.

Ну, при наличии, конечно, эмпатии, стремления к взаимопониманию и нежелании раскладывать мир на черное и белое, патриотов и либералов, старых людей и новых, добрых, красивых, умных и не очень.

  • Автор: Катерина Мир.