Как обучить детей откладывать удовольствие и строить планы

<100 full reads
Как обучить детей откладывать удовольствие и строить планы

Замечали ли Вы когда-нибудь сколько денег, сил и времени тратят иногда люди на то, что вредно для них. И что часто бывает, что люди не делают то, что им полезно или откладывают дела на последний момент.

Это связано с работой нашего мозга. Пол Маклин, американский нейробиолог 20-го века предложил описывать мозг как триединую сисетму, основанную на эволюционном развитии. Мозг человека состоит из трех частей, которые соответствуют стадиям эволюции: самый древний мозг — рептильный, средний мозг — лимбическая система и третий, самый молодой — кора головного мозга. Она отвечает за самые продвинутые способности человека: планирование, интуиция, эмпатия, воспоминания и прочее.

Когда человек хочет быстро получить какое-то удовольствие — то работает лимбическая система. Наверняка вы замечали, что реклама в основном направлена на эмоциональный, то есть лимбический мозг.

— Сделай вот это и уже завтра ты получишь деньги, счастье, выйдешь замуж и т.п. Наглядная демонстрация срочного удовлетворения потребности мощно активирует лимбическую систему, появляется острое желание что-то быстро получить.

Но у нас еще есть и кора головного мозга, которая позволяет нам планировать будущее, совершать многостадийные целенаправленные действия по достижению большой отдаленной цели. Например, если чистить зубы каждый день, то они будут здоровы. Если долго и целенаправленно чему-то учиться, то можно достичь большого мастерства в своей области, которое принесет успех, востребованность, авторитет и благополучие. Если в общении с людьми использовать интуицию, эмпатию, планирование, то можно построить гармоничные устойчивые отношения.

Но если человек принимает слишком много решений на основе работы эмоционального мозга, то могут возникать проблемы и в профессиональной области и в личном общении и в социальной интеграции.

Это важно знать, так как наиболее выдающиеся достижения в жизни можно достичь используя кору головного мозга и в меньшей степени принимая решения на основе работы лимбической системы. Это не значит, что нужно полностью отказаться от сиюминутных удовольствий.

Людьми нас делает именно наличие коры головного мозга и это важно при воспитании детей. Окончательно кора головного мозга формируется только к 23-м годам, но уже в процессе воспитания нужно приучать к тому, что не всегда потребности будут мгновенно удовлетворяться, что умение отложить удовольствие и вознаграждения приводит к получению гораздо больших и важных результатов. Но как же этому учить детей, если кора еще не созрела и в целом дети до 15 лет с трудом осознают отдаленные последствия своих поступков? Как нам научить детей откладывать удовольствие?

Здесь нам поможет метод называния эмоций. Когда ребенок очень сильно хочет что-то получить, то назовите его эмоцию и потребность:

— Ты сейчас очень хочешь эту игрушку и злишься, что я тебе ее не купила

— Ты хочешь получить этот новый телефон уже завтра.

Таким образом сначала мы обращаемся к лимбическому мозгу, а затем переводим смысл происходящего в термины, с которыми уже обращается кора ГМ. Это развивает осознанность, заставляет работать более продвинутые функции мозга. Ребенок осознает не только свои чувства, но и свои потребности и не получая мгновенного удовлетворения потребности тренирует стрессоустойчивость. Таким образом, ребенок тренируется выдерживать напряжение, происходящее от отсутствия мгновенного удовлетворения потребности. И он осознает, что он может выдержать это напряжение, благодаря осознанию ситуации, а не погруженности в чувства. Чувства помогают осознать потребности, а осознание потребности помогает эффективнее спланировать ее удовлетворение. В дальнейшем ребенок сможет сам успешно определять какие желания можно удовлетворить прямо сейчас, а ради чего стоит подождать и какие конкретные усилия будут максимально эффективны для достижения цели. Это поможет детям эффективно планировать будущее, быть стрессоустойчивыми и достигать выдающихся результатов в жизни.

#стрессоустойчивость #воспитание детей #детский психолог #психология воспитания #осознанность