Как зарегистрировать юридическое лицо?

С развитием капитализма в России развивается и бизнес. Люди, которые умеют что-то производить, продавать или оказывать какие-то услуги все чаще открывают свое дело. Кто-то оформляется в качестве предпринимателя, часть людей регистрирует юридическое лицо. Отдельные предприниматели регистрируют некоммерческие организации.

Так, например, если мужчина сам за рулем своего грузового автомобиля занимается перевозками, или какая-нибудь женщина решила арендовать бутик в торговом центре для продажи одежды – лучше всего зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя: затраты минимальные, можно работать с наличными денежными средствами.

Если человек хочет развивать какое-то производство, или у него есть интересная бизнес-идея для развития в интернете – то вполне подойдет юридическое лицо (например, общество с ограниченной ответственностью). Тут одно из главных преимуществ в сравнении с регистрацией в качестве ИП – Общество можно продать как готовый бизнес.

Для ряда организаций предпочтительней регистрироваться в качестве некоммерческого юридического лица. В пример хотелось бы привести организации, предоставляющие образовательные услуги: подавляющее большинство всяких обучающих центров являются некоммерческими организациями или учреждениями.

Именно с выбора организационной формы начинается бизнес.

Что нужно для регистрации юридического лица:

Итак, если вы решили регистрировать юридическое лицо (не принципиально, коммерческое или нет), то первое, что нужно сделать – выбрать название будущей компании. При выборе названия нужно помнить о том, что, во-первых, выбранное вами названием могло быть ранее запатентовано и тогда вы нарушите законодательство об интеллектуальной собственности. Для того, чтобы не допустить такого нарушения рекомендуем с помощью он-лайн проверить, не запатентовано ли такое название организации.

Второй немаловажный совет относительно названия заключается в том, что Вы должны понимать – Название компании это и лицо организации перед контрагентами и вашими потребителями, и ее будущий бренд. Да и в конце концов, «как корабль назовешь – так он и поплывет».

Также определяемся с кругом учредителей (если таковых будет несколько).

Следом определитесь со сферой деятельности. Некоторые уделяют не слишком большое внимание, а зря. В нашей практике не раз встречались ситуации, когда организации создавали, в том числе, для участия в тендерах. Однако, позже выяснялось, что для участия в тендере должен был быть определенный ОКВЭД, которого не было. Это было обидно, и на исправление этой ситуации требовалось определенное время и деньги. Также стоит отметить что некоторые контрагенты сопоставляют виды деятельности потенциальных партнеров, и иногда отказываются от сотрудничества именно из-за отсутствия определенных кодов ОКВЭД.

Затем ищем юридический адрес. Юридическим адресом может стать как будущий офис, магазин или завод, так и квартира учредителя или директора. Тут нужно отметить, что существуют организации, которые предлагают купить у них юридический адрес. Нужно понимать, что это – риск. Так, покупка некоего адреса приведет к тому, что вы не будете получать корреспонденцию, а серьезные потенциальные партнеры будут отказываться от сотрудничества с вами потому, что этот адрес совпадает с адресами многих «фирм-однодневок». Ну и конечно же, в ряде случаев при регистрации на какой-то непонятный юридический адрес, налоговая может просто-напросто отказать в регистрации, но об этом чуть позже.

Последнее, с чем нужно определиться при регистрации юридического лица – это система налогообложения. Это может быть общая система, ЕНВД или упрощенная система. Относительно того, какая система больше подходит вам – лучше обратиться за консультацией к бухгалтеру.

Регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя проще – тут нужно определиться только со сферой деятельности (кодами ОКВЭД) и системой налогообложения: наименованием тут выступает ФИО предпринимателя, юридическим адресом является адрес регистрации.

Подготовка учредительных документов и форм

Дальше готовим пакет документов для регистрации. Для юридического лица такой пакет состоит из решения учредителя или протокола собрания (в зависимости от количества учредителей), регистрационной формы Р11001, устава и гарантийного письма относительно предоставляемого юридического адреса будущему юридическому лицу.

Что хочется отметить относительно документов. Прежде всего, конечно же, проверьте данные в регистрационной форме, решении и гарантийном письме. При малейшей неточности в каком-либо из этих документов регистрирующий орган может отказать в регистрации. И отказывает. Более того, нотариус при заверении формы также проверяет правильность ее заполнения, но все мы люди и что-то можно случайно не заметить. Также сопоставьте названия должности единоличного исполнительного органа в регистрационной форме и уставе: если они будут не совпадать, то в случае регистрации организации в банке вы счет открыть не сможете.

Отдельно хотелось бы указать про устав. Так, устав является одним из самых главных документов организации. В нем прописаны органы управления организацией, порядок входа/выхода учредителей, порядок наследования доли в случае смерти участника. Не предусмотрительность в этих вопросах может провоцировать корпоративные конфликты, которые будут длиться долго и завершатся неизвестно чем. Запомните, устав компании – это правила, по которым она живет.

Ну и хотелось бы добавить, что регистрирующие органы иногда меняют требования к регистрационным формам и сами формы вообще, поэтому нужно знать актуальную информацию каждый день.

После того, как весь пакет документов сделан, нужно уплатить государственную пошлину. Ее можно заплатить в любом отделении Сбербанка, реквизиты предварительно нужно взять на сайте регистрирующего органа. В отношении коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей таковым является налоговая инспекция, в отношении некоммерческих – министерство юстиции.

Государственная регистрация юридического лица в налоговой

После того, как все документы сделаны, и государственная пошлина уплачена, все сдается на регистрацию. Документы можно подать на регистрацию разными способами.

Так, например, можно подать документы через представителя по нотариальной доверенности, почтой России или курьерской службой. Однако в этих случаях регистрационная форма должна быть в обязательном порядке заверена нотариально, иначе в регистрации откажут.

Можно сэкономить деньги и подать документы лично. В таком случае все учредители будущего юридического лица или индивидуальный предприниматель должны будут явиться лично в регистрирующий орган и при сотруднике поставить свои росписи в регистрационной форме.

Последний способ подачи, однако, набирающий популярность – подача документов на регистрацию через сайт «госуслуги». Для этого нужно проделать все, изложенной выше, а документы через сайт направить подписав усиленной и актуальной электронной подписью.

По итогам рассмотрения пакета документов, поданного на регистрацию в течение пяти дней принимается решение – либо юридическое лицо регистрируется и данные о нем заносятся в единый реестр юрлиц, либо выносится отказ.

Причин для отказа может быть несколько: ошибки в документах, несоответствие юридического адреса фактическому местонахождению компании, либо какие-то другие причины, которые прямо закреплены в законе о регистрации юридических лиц.

Если регистрацию прошла успешно – все, юридическое лицо готово. Ну или вы стали индивидуальным предпринимателем. В этом случае при получении предпринимателю выдадут свидетельство о регистрации в качестве ИП, а юридическому лицу дадут два свидетельства (о регистрации юридического лица и о постановке на учет в налоговом органе), заверенную регистратором копию устава и выписку из ЕГРЮЛ.

Если в регистрации отказано, то нужно понять причину отказа, устранить ее и подать документы заново. Обратите внимание, в случае отказа в регистрации юридического лица государственная пошлина, заплаченная вами, пропадает и ее нужно будет платить заново. Также заново придется нести нотариальные расходы, ну и, конечно же, терять драгоценное время. Поэтому, для минимизации рисков предлагаем обращаться к профессионалам своего дела.

Хотелось бы, к слову, отметить и тот факт, что иногда регистратор отказывает в регистрации по совсем надуманным причинам. В этом случае такой отказ можно обжаловать как в административном порядке, подав жалобу в вышестоящий орган, так и через суд. В этой у сотрудников бюро имеется опыт.

Советы адвокатов Адвокатского бюро "Кацайлиди и партнеры"

Ну и в завершение хотелось бы дать пару полезных советов.

Так, после регистрации юридического лица не нужно обращаться в фонд социального страхования, пенсионный фонд, госкомстат: регистратор автоматически уведомляет все эти органы, которые ставят вас на учет и все что вам нужно – дождаться письма, в котором будет вся необходимая информация. Оно приходит, как правило, достаточно оперативно.

Второй совет предпринимателям касается открытия расчетного счета. При выборе банка не спешите, выбирайте самый удобный банк по таким критериям, как количество офисов, тарифы, удобство при работе в интернет-банке. Ну и не забудьте про то, что банк должен быть надежным: средства юридических лиц и предпринимателей, не являющиеся вкладами – не застрахованы.