Незаконное использование товарного знака (бренда)

   Заграничное слово «бренд» появилось на просторах нашей необъятной сравнительно недавно. Еще не все научились правильно его понимать и осознавать.  Не всем приходит в голову, что бренд или товарный знак  – кому-то принадлежат и нельзя просто взять и начать их использовать по своему усмотрению. За это предусмотрена ответственность.

   Для обывателя картинка в шапке договора, изображение на упаковке шампуня, символ над входом в банк или булочную, картинка корпоративного сайта являются логотипами. В очень широком смысле, логотип -  это объект прав сам по себе. Он является изображением, а, значит, над его созданием кто-то трудился, у этого изображения есть автор. Позже, это изображение продали, и у него появился владелец. Вот уже логотип попал в правовое поле, теперь он защищен авторскими правами и правами владения, читайте подробнее по вопросу защита исключительных прав на товарный знак по ссылке.

Регистрация товарного знака бренда

   Однако, законодатель, пошел дальше и предложил понятие  - «товарный знак» (или «бренд»). Это, почти, тоже самое. В случае с логотипом речь идет об обозначении  товара. Товарный знак (бренд) призван  обозначить услугу. В обоих  случаях ключевое слово «обозначение». То есть физическое или юридическое лицо стремятся индивидуализировать свою коммерческую деятельность и поэтому присваивает (покупает) себе уникальное обозначение -  логотип или товарный знак. Теперь конкретное изображение должно ассоциироваться с единственным продуктом или услугой. 

    Товарные знаки и логотипы подлежат регистрации по установленным формам на определенный промежуток времени.  Регистрацию можно провести  в рамках международной классификации товаров. Можно регистрироваться в двух формах: текстовое наименование и графическое. В первом случае защищается сочетание букв, во втором  изображение. С этого момента конкуренты не могут использовать ни такое же буквенное сочетание, ни такую же картинку.

Использование чужого товарного знака на сайте в Интернете

   В руках правообладателя товарного знака или логотипа находится статьи Гражданского кодекса РФ за номерами 1484 и  1515. Статья 1484 устанавливает  исключительное право на товарный знак, пункт 2 извещает  о праве на размещение товарного знака в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации. Статья 1515 гласит об ответственности за незаконное использование товарного знака. В пункте 3 говорится: «Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок». Под это определение могут попасть масса компаний и физических лиц в web-пространстве. Далеко не всех заботит правообладание логотипом и товарным знаком.

   Ответственность наступает в случае личного обращение правообладателя с иском о незаконном использовании товарного знака  в судебные органы. В рамках иска правообладатель вправе требовать выплату компенсации от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, исходя из характера нарушения и доказанного ущерба. Также правообладатель вправе требовать компенсацию  в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак. Или можно требовать заплатить двухкратный размер стоимости права на товарный знак, если бы он использовался на законных основаниях.  В этом случае можно «попасть» на довольно крупную сумму денег и лишиться профессиональной репутации, вернее, совсем ее испортить. Иск о взыскании компенсации за нарушение авторских прав создает необходимость обращения к нашему адвокату, при этом мы помогаем как на стороне истца, так и ответчика, который будет доказывать отсутствие нарушения или уменьшать компенсационную выплату.

   Попасть под такую неприятную статью можно  за использование чужого товарного знака на сайте, размещение логотипа партнера на сайте, использование чужого бренда, упоминание его в коммерческих целях, использование товарного знака без согласия правообладателя, за использование элементов чужого логотипа, за использование чужого товарного знака на сайте.

Разрешение на использование логотипа

   Без опаски чужой логотип или товарный знак можно упоминать в коммерческих целях  или использовать исключительно при наличии официального разрешения правообладателя.
   Без опаски чужой логотип или товарный знак можно упоминать в коммерческих целях  или использовать исключительно при наличии официального разрешения правообладателя.

   Для оформления таких отношений заключается договор о временной передаче прав на товарный знак. Договор называется: «договор отчуждения исключительного права пользования или соглашение об использовании товарного знака» и регулируется статьей 1488 часть 4 ГК РФ. В соглашении указывается кому, на какой основе (платной, безвозмездной или после заключения гражданско-правового контракта), на какой срок передается право использовать товарный знак  и распоряжаться им, а также, защищать от незаконных посягательств третьих лиц. В данном соглашении собственник полностью передает свои права и временно признает отказ от эксплуатации. Эти действия подразумевают оформление лицензионного договора на определенный срок. После заключения данного договора защита интеллектуальной собственности в сети Интернет будет урегулирована.

   Пишите комментарии по вопросу, спрашивайте способы защиты результатов интеллектуальной деятельности и Вы получите профессиональные советы совершенно бесплатно.

Источник: Блог адвоката Кацайлиди Андрея Валерьевич http://katsaylidi.ru/blog/nezakonnoe-ispolzovanie-tovarnogo-znaka/ по ссылке

P.S.: желаю Всем сторонам правовой безопасности. Подпишитесь на канал СОВЕТЫ АДВОКАТА и Вы первые получите полезную информацию. Не забудьте поставить понравилось настоящей статье, поделиться. Чтобы и другие имели возможность увидеть советы и решить свою проблему.
С уважением, Кацайлиди Андрей Валерьевич, адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро "Кацайлиди и партнеры"