Почему защита прав потребителя стало частым явлением?

29.03.2018

Практически каждый человек в своей жизни сталкивался с некачественными товарами или услугами. Это не является показателем чего бы то ни было: профессионал редко, но может ошибиться в работе, а изготовитель может допустить выпуск партии бракованных товаров не по злому умыслу. Например, мог быть сбой на производственной линии или человеческий фактор.

   При этом, конечно же, отстаивать свои права потребителя нужно. Но, давайте разбираться, почему в настоящее время проблемы в сфере продажи товаров и оказания услуг терпят свой максимальный вал по жалобам недовольных клиентов?!

Причина №1: Качество сервиса и продаваемого товара

   Да, тут не поспорить, наши производители берутся делать товары и оказывать услуги в отсутствие соответствующей подготовки. С одной стороны, решается проблема предложения, ведь некоторые товары находятся под запретом ввоза, других недостаточно, сложно найти и т.п. Но, страдать покупатель от наших «быстроделов» не должен. Мы, приобретя сыр в магазине отечественного производства, понимаем, что плесень в нем далеко неблагородная, и вряд ли вообще безопасная. Услуга же оказывается, хоть и по инновационной технологии на импортном оборудовании, но вот руками неподготовленного мастера, часто без изучения нужных инструкций и рекомендаций…

Причина №2: Нервы и человеческое недопонимание

Люди разучиваются слышать друг друга и понимать. Так, при заказе определенной услуги мы порой плохо представляем, чего хотим, уделяем мало времени на проектирование будущей услуги или описание необходимого товара в договоре с продавцом. Оставляя побольше времени для себя, чтобы посидеть в социальной сети – мы после тратим кучу времени на урегулирования возникшего конфликта в сфере защиты прав потребителя, ссылаясь, что нам чего-то не договорили, не досказали. Всего этого можно было избежать. Не так ли?!

А может быть виной всему является кризис?

   Эх, и почему все лишь шёпотом проговаривают между собой, что экономика нашей страны не находится в состоянии подъема. Все, что происходит во всех сферах – так или иначе влияет на сферу потребителей товаров и услуг. Производители, экономя на издержках применяют менее качественные материалы, продукты теряют от этого в качестве, а услуги не соответствуют ожиданиям потребителя.

   Потери человека в виде снижения заработной платы иных убытков сказываются на общем состоянии, стрессе, который и находит выход в реализации своих прав потребителя, все чаще выливаясь и вовсе в «потребительский экстремизм», а не в добросовестное отстаивание своих интересов.

Что делать?

   Разобрав причины ситуации, предлагаю их обсудить в комментариях, кроме того, прошу репосты, мне нравится, чтобы все могли присоединиться к дискуссии и дать советы, как жить далее в такой ситуации…

P.S: всем читателям моего блога – подарок: памятка покупателю товаров и заказчику услуг в сфере обслуживания, а также правила составления искового заявления о защите прав потребителя в конце поста.

Видео по теме защита прав потребителя:

Памятка покупателю при покупке товара или получения услуг

   Итак, давайте разберемся в ситуациях, связанных с вопросами защиты прав потребителей товаров:

Вам продали качественный и исправный товар, но он вам не подошел?

   В этом случае порядок действий достаточно прост. По сути алгоритм заключается в том, чтобы:

В течение 14 дней обратиться к продавцу с требованием о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченных по договору средств или об обмене товара на другой. Есть только один нюанс. В случае дальнейшего судебного разбирательства как доказать, что обращение произошло в установленный законом срок. Но тут все решается достаточно просто – путем составления претензии по закону о защите прав потребителей.

  • Лучше подготовить свое заявление в письменном виде.
  • Распечатать его в двух экземплярах и пойти к продавцу вручать эту претензию.
  • На одном экземпляре ответственный работник ставит отметку в получении, в которой указывает дату приема претензии, свои данные и, если есть возможность – печать организации.
  • Если претензию брать отказываются – направляете ее почтой по всем известным адресам (бывает такое, что юридический и фактический адреса у компаний не совпадают).
  • Если претензия остается без удовлетворения в течение 10 дней – можно обращаться в суд.
  • В суде главным образом нужно будет доказать, что с требованием о возврате вещи вы обратились в установленный законом срок.

   В данной категории споров из подводных камней стоит отметить, что не каждый товар подлежит возврату в течение 14 дней – так, например, не подлежат возврату лекарственные средства, ювелирные украшения и ряд товаров, утвержденный специальным постановлением Правительства.

Вам продали некачественный товар или оказали услугу ненадлежащего качества?

   Итак, допустим, вы купили стиральную машину. В магазине при покупке по понятным причинам проверить ее работоспособность не удалось. После того, как она была привезена вам домой и установлена выяснилось, что она не работает. Что же делать в этом случае?

  • Первое, что делаем – также составляем претензию. О правилах ее вручения уже говорилось.
  • О ее содержание нужно упомянуть, что она составляется письменно, в шапке указывается адресат, которому эта претензия предназначается и заявитель – это, собственно, вы – ваши ФИО и адрес для корреспонденции. Название бумаги лаконично – претензия.
  • Далее подробно излагаем все обстоятельства: когда, что, за какую цену было куплено. Когда и кем было доставлено. Когда и как узнали о неисправности.
  • Ну и в просительной части указываются требования: расторжение договора купли-продажи с возвратом денежных средств, обмен на аналогичный товар или обмен на иной товар.
  • Для ответа на претензию по закону о защите прав потребителей у продавца по закону 10 дней.
  • Если ответ получен, и он положительный – советовать мне как адвокату больше нечего. Если предлагают сдать товар на экспертизу – нужно соглашаться. Главное сдать его по описи, и экспертиза в этом случае будет проводиться за счет продавца, кстати, смотрите в видео об этом подробнее, ролик с нашего канала вы найдете ниже.
  • В случае, если ответ на претензию по какой-то причине отрицательный, или в установленный законом срок его и вовсе не поступило – можно начинать готовить исковое заявление о защите прав потребителей в суд.
  • Исковое заявление составляется в письменном виде.
  • Далее ждем назначения судебного заседания. В судебном заседании можно поддержать свои требования, уточнить их в сторону увеличения, отказаться от них или же окончить дело мировым соглашением, если ответчик пойдет на это. Суд будет уточнять все детали относительно заявленного иска.
  • После рассмотрения дела суд выносит решение.
  • На обжалование решения суда сторонам дается месячный срок с момента его изготовления в окончательной форме. Если апелляция не подана – решение вступает в законную силу. Если же подана апелляционная жалоба – решение вступит в силу с момента оглашения его судом апелляционной инстанции. Тут стоит отметить, что, если в первой инстанции вы проиграли – не нужно расстраиваться, апелляционная инстанция не редко отменяет решения суда первой инстанции. С другой стороны, если вы выиграли первую инстанцию – нужно готовиться к апелляции именно потому, что в апелляции решения, бывает, меняются.
  • После вынесения апелляционного решения, если исковые требования удовлетворены, нужно заказать исполнительный лист в суде первой инстанции.
  • По готовности исполнительного листа можно поступить тремя способами: направить его должнику для добровольного исполнения, направить его в банк должника для списания средств банком в вашу пользу в одностороннем порядке, или же направить исполнительный лист судебным приставам для того, чтобы они организовали взыскание в принудительном порядке.

Правила составления искового заявления о защите прав потребителя

  • процессуальные требования к оформлению: в шапке указываем наименование суда, куда направляется иск, а также данные сторон и их процессуальное положения.
  • подсудность, выбор суда зависит от цены иска: спор до 50 000 рублей рассматривается мировыми судьями, свыше 50 000 рублей – районными (городскими). В этом случае истцом будет выступать покупатель, а продавец будет выступать ответчиком. 
  • содержание искового заявления: подробно, как в претензии, описываем всю ситуацию относительно приобретения товара и выявления его неработоспособности. Затем не забываем указать на то, что досудебный порядок в виде направления претензии был соблюден.
  • правовая основа и выбор требования: указываем правовое обоснование своих требований и, соответственно, сами требования, которые формулируются в просительной части иска. В ней помимо основного требования (возврат товара или его обмен) можно заявить компенсацию морального вреда, неустойку и штраф по закону о защите прав потребителя, компенсацию судебных расходов.
  • государственная пошлина: обратите внимание, что исковое заявление по защите прав потребителей не облагается государственной пошлиной.

   Вся процедура защиты прав потребителя имеет индивидуальные особенности дела и нюансы ситуации, поэтому мною подняты лишь основные моменты. Остались вопросы? Вы всегда можете задать, их оставив комментарий к настоящему полезному материалу советов адвоката. Ваша проблема решаема, осталось лишь начать действовать по пути ее разрешению вместе. 

Источник: Блог адвоката Кацайлиди Андрея Валерьевич http://katsaylidi.ru/blog/pochemu-zashhita-prav-potrebitelya-stalo-chasty-m-yavleniem

P.S.: желаю Всем сторонам правовой безопасности. Подпишитесь на канал СОВЕТЫ АДВОКАТА и Вы первые получите полезную информацию. Не забудьте поставить понравилось настоящей статье, поделиться. Чтобы и другие имели возможность увидеть советы и решить свою проблему.
С уважением, Кацайлиди Андрей Валерьевич, адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро "Кацайлиди и партнеры"