дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Дальность связи портативных радиостанций при работе из машины

19 March

Вот такой комментарий-вопрос сегодня поступил:

подскажите пожалуйста, Штурман-80М на какую ДИСТАНЦИЮ будет эффективен для водителя и "дальнобоев", чтобы быть в канале на трассе: 1) Для прослушивания канала 2) Для передачи сигнала. При условии, что антенна и все остальное будут из коробки? Почему именно портативные смотрю — не хочется крышу дырявить! :) Спасибо за ответ. На счет Alan VS Штурман, возможно единственное, чем превосходит Alan это дизайном и эргономикой, возможно для вашей аудитории это не критично, но все же, девайс, который ты будешь использовать в жизни должен приносить ещё и приятные эстетические впечатления (чего только стоит логотип шрифтом Comic Sans), так что желаю вам с этим вопросом разобраться :)

Из-за экранировки сигнала металлическим корпусом автомобиля рассчитывать на большую дальность связи с расположенными внутри салона автомобиля антеннами при работе в диапазоне 27 МГц (длина волны более 10 метров) не приходится.

Рации Штурман способны обработать сигнал в 8-10 раз более слабый (чувствительность шумоподавителя, т.е. сигнал, открывающий порог, у Штурманов 0,05-0,07 мкВ против 0,5 мкВ у импортных радиостанций диапазона 27 МГц), чем необходим для работы импортных раций.

За счёт этого на приём (когда рацию со штатной антенной кладут на "торпеду" под стекло) радиостанция Штурман обычно работает на 2-5 км в зависимости от условий (по отзывам). Такая типичная дальность в поездках на трассах - в городских условиях (в присутствии большого количества носящих амплитудный характер техногенных электромагнитных помех, резко затрудняющих работу в режиме амплитудной модуляции) дальность может резко падать - т.к. выделить ослабленный из-за экранировки полезный сигнал из шумов в присутствии сильных источников помех затруднительно.

Но дальность передачи в таком варианте использования (рация с антенной внутри металлического корпуса автомобиля) стремится у нулю - т.к. внутри металлической коробки небольших габаритов радиоволна с длиной волны больше 10 метров эффективно сформироваться не в состоянии.

Радиоволну излучает не сама антенна - антенна формирует в пространстве вокруг себя так называемую "ближнюю зону излучения" (длина волны, делённая на удвоенной число Пи, в случае диапазона 27 МГц это сфера с диаметром около 3,4 м), а наведённые антенной в ближней зоне электрические и магнитные поля заставляют каждую точку этой ближней зоны (чем ближе к антенне эта точка, тем интенсивнее участвует в этом процессе) собственно излучать радиоволну.

Если в ближней зоне излучения находится проводящий предмет (а тут центр самой ближней зоны заключён в металлический экран - ещё хуже) - эффективность излучения радиоволны резко падает.

Если штатную компактную 30-см антенну вынести на крышу автомобиля с помощью магнитного основания Дельта-50 (кабель прокладывается через резиновый уплотнитель двери или багажника, никаких "дырок" в корпусе автомобиля делать не надо) - то дальность приёма в АМ (средняя) будет на уровне 5 км, дальность передачи - 2-3 км.

С помощью магнитного основания Дельта-50 можно вынести штатный 30-см флекс на крышу автомобиля и при этом будет обеспечена вполне комфортная дальность связи при поездках на трассе
С помощью магнитного основания Дельта-50 можно вынести штатный 30-см флекс на крышу автомобиля и при этом будет обеспечена вполне комфортная дальность связи при поездках на трассе

В FM (в режиме частотной модуляции) и дальность, и качество радиосвязи были бы выше, чем в АМ (амплитудной модуляции) - но большая часть водителей-дальнобойщиков (не все) продолжают работать в силу традиций в АМ.

Если бы связь была в паре штурман-штурман - то дальность приёма-передачи была бы одинаковой.

Но у второго будет - скорее всего - обычная импортная Си-Би (27 МГц) радиостанция, в которой нет возможности работать с сигналом слабее 0,5 мкВ - да и часто дальнобойщики "закручивают" шумоподавитель, резко уменьшая дальность приёма - их редко интересуют "дальние" радиосвязи.

Что касается дизайна - да, корпуса у нас "брутальные". В настоящее время других делать не можем - изготовление новых пресс-форм стоит очень дорого, а все деньги у нас уходят в новые разработки, свободных средств нет.

Внешний вид раций Штурман-80М (слева) и рации Alan 42 DS
Внешний вид раций Штурман-80М (слева) и рации Alan 42 DS

Кому-то корпуса наших раций нравятся, кому-то нет.

Если для Вас главным приоритетом в выборе радиостанции является внешний вид и название шрифта, которым напечатан текст на корпусе - то в продаже есть и не только наша продукция - можете купить импортные Alan 42 DS или Prezident Randy II.

Посетите сайт Конструкторского Бюро Беркут, если интересуетесь рациями.

Спасибо!