Компактная рация в машину

27 June 2019

Как правило в автомобиль для возможности связи на трассе (в т.ч. с водителями-дальнобойщиками) стационарно монтируют импортную Си-Би (27 МГц) рацию.

Типичный пример недорогой - но с адекватными параметрами - китайской автомобильной Си-Би радиостанции Optim Pilgrim
Типичный пример недорогой - но с адекватными параметрами - китайской автомобильной Си-Би радиостанции Optim Pilgrim

Плюс такого решения - сравнительно невысокая цена (все такие радиостанции изготавливаются в Китае, а с китайцами - в силу ряда причин - сложно конкурировать по цене).

Но есть у таких раций и недостатки:

1) Требуют стационарной установки - монтажа в автомобиль, в т.ч. питания напрямую от бортовой сети автомобиля (в силу невысокого КПД довольно мощного передатчика у рации большой потребляемый ток в режиме передачи, не в каждом автомобиле разъём под прикуриватель сможет обеспечить достаточную величину тока)

2) Критичны к настройке используемой антенны - если антенна плохо настроена (или обрыв в кабеле) - выходной каскад передатчика быстро выходит из строя.

3) Любые импортные радиостанции диапазона 27 МГц (Си-Би, cb) работают только с достаточно сильным сигналом (порог шумоподавителя открывает сигнал 0,5 мкВ и сильнее) - поэтому для адекватной работы требуются длинные (как следствие - эффективные) автомобильные антенны: на легковых машинах не менее 1,4 м, на грузовых около метра.

С компактными антеннами импортные Си-Би рации не могут нормально работать ни на приём (в силу недостаточной эффективности приёмного тракта), ни на передачу (у компактных автомобильных антенн большая реактивная часть сопротивления нагрузки, что в режиме АМ (амплитудной модуляции) приводит к существенному ухудшению работы выходного каскада (перегрев с возможностью выхода из строя, снижение линейности характеристик с ухудшением качества передачи)

4) Схемы шумоподавителя, применяемые в импортных Си-Би (27 МГц) рациях, не отличаются "продвинутостью" - в режиме АМ у всех без исключения моделей применяется примитивная схема амплитудного шумоподавителя (ШП), которая принципиально не в состоянии отличить сигнал от различных шумовых всплесков (все природные и техногенные источники помех носят амплитудный характер.

Поэтому, например, при проезде мимо линий электропередач или светодиодных фонарей уличного освещения с фонящими импульсными блоками питания часто бывают неприятные шумовые всплески.

В режиме частотной (FM) модуляции у некоторых самых продвинутых моделей импортных автомобильных радиостанций реализован (но не самым лучшим схемотехническим способом) режим автоматического спектрального ШП, который может бороться с подобными импульсными помехами, а в режиме АМ (амплитудной модуляции) делать спектральный ШП зарубежные производители пока не научились

Поэтому в ряде случаев имеет право на жизнь применение в машине переносных раций серии Штурман или ультра-компактных автомобильных радиостанций Штурман-Авто.

В чём плюсы отечественных раций производства КБ Беркут серий Штурман и Штурман-Авто:

1) не требуют стационарной установки в автомобиль, для работы прекрасно подходит питание от прикуривателя легкового автомобиля

2) обеспечивает высокий уровень помехозащищённости - избирательность по побочным каналам у радиостанций Штурман-80М, Штурман-90 и Штурман-180 более 100 дБ при провале по зеркальному каналу до 85 дБ против 60-60 дБ с провалом по зеркальному каналу до 40-50 дБ у стационарно монтируемых (автомобильных) или портативных импортных Си-Би (27 МГц) радиостанций.

3) За счёт параметров приёмника хорошо работают (обеспечивая достаточную дальность связи на трассе) с ультра-компактными (14-30 см) автомобильными антеннами (для адекватной работы импортных раций требуются длинные - около 1,5м - антенны

4) Рации Штурман не выходят из строя - в отличии от импортных раций - при работе с плохо настроенной антенной, обрыве антенны

5) Радиостанции серии Штурман универсальны в использовании - можно использовать и как автомобильные, и как переносные рации с высокой дальностью связи и большим временем автономной для работы в любых погодных и температурных условиях в плотном лесу и местности с большими перепадами высот (горы, реки с высокими берегами и т.п.)

6) Эффективный спектральный (как в режиме частотной FM, так и в режиме амплитудной АМ модуляции) шумоподавитель раций производства КБ Беркут серий Штурман обеспечивает возможность работы с уникально слабым сигналом 0,05-0,07 мкВ против 0,5 мкВ у импортных Си-Би радиостанций.

При этом спектральный шумоподавитель у раций Штурман - в отличии от импортных раций с амплитудным шумоподавителем - имеет малое число ложных шумовых всплесков.

Отзыв покупателя о работе спектрального порогового шумоподавителя в рации производства КБ Беркут (модели Штурман-882М):

Хотелось бы еще подчеркнуть особо:
спектральный шумодав штурмана положил на лопатки все оптимы и мегаджеты. Я сравнивал.
У штурмана он реально избирательный! Он реагирует именно на появление речи, разборчивой речи в эфире. В 95% случаев.
В китайских поделках, шумодав, просто тупо пороговый, похож на таковой, по крайней мере. С нестабильным гистерезисом каким то. Его все время приходится крутить, даже во время
ближней хорошей связи. Он все время разный. Его нельзя понять и прочувствовать. Он постоянно "плавает". Его невозможно однажды настроить.
У штурмана шумодав совсем иного качества! Он практически не беспокоит понапрасну, и всегда вызывает когда это надо. Он всегда один и тот же. ОН всегда предсказуем. К нему быстро привыкают пальцы, мозг и слух. И в процессе разговора, прошу заметить, еще ни разу не пришлось его, шумодав штурмана, докручивать.ОН как эталон. ОН гарантирует свою шкалу! А вот китайские "шумодавы" на китайских станциях, приходилось подкручивать даже при ближней устойчивой связи. У меня на китайских рациях было так, что человек рядом и слышно его идеально, и тут он начинает затыкаться. Открыв шумодав полностью, я решал проблему. Только так. Это на китайских станциях. У штурмана такой дичи не наблюдается.
Во так вот, КБ Беркут умеет делать аналоговую сверхчувствительную и сверхкомпактную технику.
Штурман-80М - компактная AM/FM cb радиостанция универсального применения - в переносном варианте в режиме FM модуляции обеспечит высокую дальность радиосвязи в условиях плотного леса и перепадов высот, в машине в режиме АМ модуляции обеспечит безопасность поездки за счёт возможности связи с водителями-дальнобойщиками
Штурман-80М - компактная AM/FM cb радиостанция универсального применения - в переносном варианте в режиме FM модуляции обеспечит высокую дальность радиосвязи в условиях плотного леса и перепадов высот, в машине в режиме АМ модуляции обеспечит безопасность поездки за счёт возможности связи с водителями-дальнобойщиками

Компактная AM/FM cb (27 МГц) рация Штурман-80М:

Штурман-90 - новая модель переносной AM/FM cb рации с возможностью использования в качестве компактной автомобильной радиостанции:

Дополнительный бонус - портативные рации серии Штурман обеспечивают высокую дальность связи в условиях плотного леса и пересечённой местности, прекрасно подойдут для связи на рыбалке и охоте, в условиях пешего, водного или горного похода:

Пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал Конструкторского Бюро Беркут - отечественного разработчика и производителя средств радиосвязи, если Вы хотите новых обзоров и видео-тестов!