В путешествие – с отелем?

Этим летом мы с друзьями открыли для себя новый удивительно вид отдыха – речные круизы!

Это смешно, правда, раньше никому из нас не приходило в голову, что можно просто так прийти в кассу или купить билеты через интернет – и отправиться в интересное речное путешествие, наполненное событиями, местами и людьми! И до этого путешествия не нужно добираться через такси+аэропорт+самолёт или сутки поездом, достаточно доехать до метро Речной вокзал, пятнадцать минут пешком – и сказка началась!

А теплоходы красивые! Помню, в школьные годы поехали с родителями на рыбалку под Астрахань. Идём на моторке по Волге, вдруг из-за поворота выплывает белый теплоход – огромный, с пятиэтажный дом, длиннее футбольного поля – музыка играет, пассажиры с палуб улыбаются и машут руками – врезалось в детскую память. Потом, в студенческие годы, в Казани встретился теплоход на Волге. Потом, несколько лет назад, в Ярославле на набережной застали прибытие и швартовку большого круизного теплохода – до чего же величественное и пафосное зрелище!

И почему-то, не знаю почему, появилось ощущение, что это очень дорогой вид отдыха. Да и нельзя, наверное, просто так отправиться в круиз на теплоходе – ведь только большой компанией можно его арендовать (как в фильме «День выборов»).

А в том году в мае пошли в музей – подводную лодку напротив Речного вокзала. А там этих теплоходов – несколько десятков! И каждые несколько минут кто-то швартуется (причаливает), кто-то отправляется, а на берегу сотни людей с чемоданами и явно отпускным настроением. Подумали, раз много людей, значит, это массовый отдых, значит, должно быть не так и дорого, зайдём в кассу, поинтересуемся.

Оказалось, что теплоходы – это настоящие отели-пансионаты, на которых есть много всего, и там никогда не бывает скучно. Оказалось, что есть множество круизов на любой вкус (от Астрахани на юге до Соловков на севере), любой продолжительностью (от трёхдневных круизов выходного дня до трёхнедельных круизов по всей России). Что круизы – это не тупо плыть весь день, наоборот, весь день тебя развлекают и водят по экскурсиям в городах-остановках (а идёт теплоход в тёмное время суток). Что в стоимость круиза всё включено – каюта, питание, культурная программа на теплоходе, экскурсии и т.д.

И, самое главное! Оказалось, что стоит всё это удовольствие вовсе не заоблачных денег – а всего-то 3-5 тысяч в сутки, в зависимости от класса каюты. Сначала подумали, что дороговато, а потом нам объяснили, что в эти деньги всё включено (проживание, еда, экскурсии), тратиться больше ни на что не надо – только на сувениры и алкоголь. В итоге так и оказалось – дешевле аналогичных поездок дикарями.

В общем, надо брать! Так мы и поступили – в тот же день взяли «на попробовать» на июнь круиз выходного дня. Круизы выходного дня – это настоящий маленький отпуск в конце рабочей недели. Так называются короткие круизы, когда в пятницу утром теплоход выходит из Москвы, в субботу остановка с экскурсиями в одном-двух туристических городах (из Москвы - Ярославль, Тверь, Углич, Константиново, Коломна и т.д., из Петербурга – Кижи, Валаам, Пеллотсари), в воскресенье утром – лесная стоянка (купание, грибы, шашлыки, футбол), а в воскресенье вечером – возвращаемся обратно в Москву. Здорово сочетается с нашими подарочными днями, было бы их побольше :)

Сами круизные теплоходы не зря называются пансионатами, на них есть буквально всё! Просто начну перечислять, что есть на среднем круизном теплоходе: кинотеатр, детская комната (с аниматорами – ребёнка можно «сдать» хоть на весь день), библиотека, ресторан, кафе, бар, сауна, спа-салон, компьютерная комната, прачечная, спортивные тренажеры, настольный теннис, бассейн, wifi-интернет (зря, только отвлекает), магазинчики сувениров и одёжды…

Программа мероприятий (с утра до ночи) составлена так, что часто приходится выбирать, куда хочется больше: на спектакль – или в кино, на дыхательную гимнастику – или на соревнования по настольному теннису, в музей гидроэнергетики – или в Кремль.

В речной круиз можно отправиться не только из Москвы или Петербурга, но и из других больших городов. По рекам – Днепр, Ока, Волга, Двина, Енисей, Обь, Амур, т.е. не захвачен Казахстан, Владивосток и Южно-Сахалинск.

Круизы и теплоходы есть «просто так», а есть и тематические, посвящённые какому-нибудь событию, месту или истории. Любители Булгакова, разумеется, собираются на теплоходе «Михаил Булгаков» - вместе с котом Бегемотом, Мессиром и «нехорошей каютой». Один из последних осенних круизов с Южного речного вокзала по Оке традиционно посвящён Есенину (в Константиново на его ДР 21 сентября). Ещё есть оздоровительные, детские и спортивные круизы.

Что обязательно нужно взять в круиз? Фотоаппарат :). А ещё купальники (загорать и купаться), тёплую одежду (после заката на открытой палубе прохладно) и вечерний костюм/платье (для праздничных мероприятий и капитанского ужина). Еду брать не надо, кормят как на убой. Ноутбук или книжку? Маловероятно, что найдёте на них время.

А, вы уже хотите меня побить за то, что травлю душу летними фотографиями посреди зимы? Не спешите, на самом деле, у всех круизных операторов зимой действуют хорошие скидки на круизы на лето. Где-то 10%, где-то 20%, а на отдельные круизы – до 45%.

Хинт про ценообразование. Чем отличаются каюты люкс/1/2/3 класса? В основном, только размерами. Кормят везде одинаково, экскурсии и культурная программа для всех одинаковая. В каютах на верхних палубах чуть получше вид из окна, чуть потише урчание двигателя, зато чуть посильнее качка, впрочем, качка ощущается только на открытой воде и только при сильном ветре. Если выбирать между 3-дневным круизом в каюте 1-го класса и 5-дневным в каюте 2-го класса, то выбор однозначно за 5-дневным.

Вообще, по ценам гораздо больше повезло коллегам из региональных офисов: круизы с отправлением не из Москвы/Петербурга традиционно в полтора-два раза дешевле (а теплоходы и экипажи одни и те же).

Про круизы для москвичей, кстати, популярно мнение, что из Москвы в круиз можно сходить не более двух раз. Ведь Москва, на самом деле, стоит на высоком холме, и чтобы попасть на по-настоящему судоходные реки, нужно спустится на целых двести метров. А как спускаться? – По шлюзам. А каждый шлюз – это остановка на 15-20 минут. А всего шлюзов нужно пройти с дюжину. Нет, шлюзование – это очень интересно, в первые три раза все пассажиры высыпают на палубу – и рассматривают, как они работают. После пятого раза уже всё понятно. А десятый шлюз воспринимаешь как долгий светофор по дороге на работу. В итоге, первый день круиза из Москвы полностью тратится на шлюзование. Для того, чтобы полюбоваться окрестностями, хватит двух круизов: с отправлением с Северного речного вокзала (до Волги в Дубне) и с Южного (до Оки в Коломне).

Так что многие из тех, кто сходил в круиз из Москвы, в следующие разы предпочитают брать круизы из Ярославля или Нижнего Новгорода, куда можно доехать за 3-4 часа на «Стриже» или любом другом недорогом поезде.

А мы уже задумали речное путешествие на лето. Только не смейтесь. Долго выбирали между двумя вариантами. Первый – морской десятидневный круиз Мадрид-Рио-де-Жанейро (500 евро с человека, всё включено). Этот вариант отпал по той причине, что десять дней смотреть на безбрежный океан всем будет немного скучновато. Да и возвращаться из Рио в Москву совсем не бюджетно, если только не обратным круизом.

Второй вариант, который победил, ребята восприняли с энтузиазмом, а девочки поначалу приуныли («а как же позагорать?»). Но я всех убедил доводами, что если кому-то будет скучно, буду рассказывать увлекательные истории о географии за бортом, «да и когда ещё вы попадёте в такие места!»

Короче, мы запланировали сходить на теплоходе по маршруту Норильск (Дудинка) – Игарка – Красноярск («летом в Дудинке солнце не заходит, девочки, загорать можно все 24 часа =)))»). За шесть дней теплоход проходит «поперёк» практически всю Россию – от Енисейского залива Северного Ледовитого океана до Красноярска на южной границе Сибири. Если получится – с меня отчёт!

На этом закругляюсь, а то скажете, что рекламой занимаюсь :) Попробуйте, правда, речной круиз – это клёво!

Прошлая заметка про Элисту