Красавицы очков не носят

01.11.2017

«Женщина в очках может быть лишь подругой или неуклюжей коллегой по работе. На роль будущей невесты или роковой красавицы она не годится. В таких не влюбляются». Этот посыл несут большинство фильмов, в которых, для того, чтобы показать несчастную и невостребованную женщину, на неё надевают очки. А чтобы произошло чудесное превращение, их непременно снимают.

Так происходит в культовом советском фильме «Служебный роман», где Калугина не худеет, не делает пластических операций и не красит волосы в другой цвет, а просто снимает очки. Во французском "Bimboland" стройная и высокая студентка модельной внешности влюбляется в профессора-толстяка, старше её, роль которого исполняет Депардье. Распустив волосы и заменив очки на контактные линзы, она знакомится с ним в ночном клубе, и он её даже не узнаёт. В фильме «Как выйти замуж за миллионера» героиня Мэрлин Монро прячет очки за спиной, так как боится, что мужчины в ней разочаруются. А уже в культовом «В джазе только девушки», она произносит знаменитую фразу «мужчины в очках такие беспомощные и уступчивые!» будто личность и характер человека зависит от одного аксессуара.

Добродушная и отчаянно невостребованная дурнушка в очках — это уже сложившееся клише. Теперь, когда очки вошли в моду, казалось бы, люди со слабым зрением должны чувствовать себя увереннее, но это не так. Когда я упоминаю о проблемах со зрением, мне часто присылают фото очередной порно звезды или актрисы с грудью 6-го размера, которая надела очки. С простыми стёклами и на две минуты для фотосессии. Но в реальной жизни дела обстоят иначе. И вы их надели и сняли, а я остаюсь в них на всю жизнь.

Когда кто-то с идеальным зрением напяливает на себя очки ради минутной забавы, это бестактность и глупость. Это всё равно что если бы рядом с хромыми людьми стали бы бегать вприпрыжку совершенно здоровые с тросточками и костылями, хвалясь у кого лучше. Очки не могут и не должны быть модным аксессуаром, они либо лечебные, либо защищают чувствительные глаза от яркого солнца. То, что очки кому-то идут — не повод для обсуждения вообще. Это большое неудобство, беда человека. Вы же не говорите: «Ой, у тебя волосы совсем жидкие и выпадают. Я себе тоже сделаю жидкие и поставлю дыбом. Для разнообразия». Или «У тебя нога хромая? Ты прямо как доктор Хаус из фильма. Это же сексуально!»

Болезнь или дефект могут казаться привлекательными только в художественном романе или голливудском фильме. Посмотрите на главного героя фильма «А в душе я танцую» в исполнении Джеймса МакЭвоя. Он настолько уверен в себе и красив на инвалидной коляске, что сразу хочется пригласить его на свидание. Проблема в том, что в реальной жизни человек с синдром Дюшена не будет таким красивым и сильным. Тиль Швайгер вообще специализируется на болезнях: то у него ноги болят в «Фантомной боли», то он, по сценарию, притворяется инвалидом в «Где Фред?», то в «Достучаться до небес» умирает от опухоли в мозге, но при этом настолько энергичен, что в неизлечимую болезнь верится с трудом.

На очкариков работает имидж, который им создали другие люди. И они же становятся его заложниками, будучи вынужденными оправдывать. Люди склонны ожидать сдержанности и уступчивости от человека в брюках со стрелками и очках, но никогда не рискнут спорить с …бородачом в татуировках или парнем с дредами в рваных джинсах. И они бывают удивлены и раздражены, если на хамство очкарик реагирует так же, как любой другой. Даже в большинстве фильмов это добродушные и интеллигентные недотёпы, предмет для насмешек и издевательств.

Они никогда не бывают героями и хулиганами, а только врачами, изобретателями, писателями и т.д. Исключение составляет Гарри Поттер, который, во-первых, мальчик, а во-вторых, всё-таки ребёнок. Но и он гораздо добрее и уступчивее любого другого героя фильма.

Когда в одном из магазинов, где продают технику или компьютеры, со мной особенно назойливо общается продавец в очках, я к нему присматриваюсь. Потому что это очки с простыми стёклами и надеты лишь в целях маркетинга. И настоящий очкарик сразу поймёт, что перед ним притворщик. У нас почему-то считается, что в люди в очках автоматически становятся копирайтерами и программистами. Но очки — это не признак интеллекта и эрудиции, а их отсутствие не признак идиотизма и легкомыслия. Это, прежде всего, больные, слабые глаза, дефект рефракции врождённый или приобретённый.

Если у человека астигматизм, он не видит чётко ни вдали, ни вблизи. Если сильная дальнозоркость, то он не в состоянии прочитать текст или рассмотреть ваше лицо. Близорукость — дальше собственного носа ничего не видит. Ни одного фильма посмотреть как следует не может. Большинство очков не дают абсолютного зрения, ограничивают обзор, запотевают, во время снегопада или в дождь приходится передвигаться на ощупь. Астигматизм искажает предметы, иногда человек не в силах адекватно оценить даже собственную внешность. Распространённая близорукость часто сочетается с астигматизмом и множеством сопутствующих болезней: глаза ещё болят и устают. Тот, кто набирает много текста и читает, часто имеет еще синдром сухого глаза. Это когда ты просыпаешься посреди ночи и… не можешь открыть глаза, они просто ссыхаются. В моей жизни был период, когда я ставила будильник ночью, чтобы он звенел каждые два часа. Чтобы вставать и закапывать в глаза лекарства. Проблемы с глазами нередко меняют стиль жизни, подчиняя его необходимости и зависимости от контактных линз и очков. 

Люди, которые надевают очки с простыми стёклами, всегда выглядят по-другому. Очки для зрения уродуют. Если вы близорукий — глазки становятся крохотными точками, их почти не видно, а сбоку в очках уменьшенный искажённый висок. Дальнозоркость — глаза неестественно большие и расплываются на все стекло. Если человек ухитряется оставаться красивым даже в очках, значит, сняв их, вы обнаружите супермодель. Обычно, если стащить очки с человека с сильной близорукостью, вы всё равно не поймёте, как бы он выглядел со здоровыми глазами, так как его взгляд будет расфокусированным.

Оправа никогда не сочетается с женственной одеждой и аксессуарами. Вы уже не сможете носить ободки или заколки, крупные серьги и т.д. В тоненькой и узкой вы будете, как врач Малышева, тёткой с причудами. Они вам прибавят лет 20, сделают гораздо строже и серьёзнее. В модных и крупных — станете либо «нашей мымрой», именно такие «хипстерские» очки носила Калугина в «Служебном романе», либо Эвелиной Хромченко. Может, с джинсами, худи и свитером не так и страшно, но представьте себе невесту в белом воздушном платье с кружевом и в очках! Представили? Или романтическую красотку в легком сарафане и с распущенными волосами — ничто так не портит ее образ и не закрывает лицо, как очки. Хочешь сделать из любой яркой молодой женщины — библиотекаршу, синий чулок за пятьдесят? Просто надень на неё очки.

Если вы спросите людей с идеальным зрением, что они на самом деле думают об очкариках, они признаются, что испытывают к ним жалость и сочувствие. Собственно, как к любому человеку, у которого что-то не в порядке. Мы точно так же испытываем жалость к людям, которые не могут сбросить вес, к болезненно худым, к тем, кто лысеет и у кого плохая кожа.

Если бы очки украшали, то их бы надевали участницы конкурсов красоты, но этого не происходит. Принцессы и роковые красавицы очков не носят!  Красота это, прежде всего, безупречное здоровье и молодость. В фильмах изредка показывают привлекательных женщин в очках. Но они надевают их для характерной роли: учительницы, врача, учёного и ровно на 3 минуты. Потом они их снимают и расстёгивают блузку, демонстрируя силиконовую грудь. И уже не вспоминают о них до конца фильма. Видимо, волшебным образом излечиваются. А мы продолжаем жить со своей проблемой и вашим насмешливым «Ты зря комплексуешь! Сейчас я тебе пришлю фото красивой девушки в очках!»