Маменькин сынок

06.11.2017

Не могу отделаться от мысли, что фильмы отражают характер нации, ведь у французов они выходят своеобразными. Такое впечатление, что подслушиваешь, что происходит у твоих соседей за стенкой. Если сюжетная линия отсутствует, герои неадекватны и неряшливы, а у фильма неуклюжая развязка — кино вышло французское даже без макания круассанов в кофе и Эйфелевой башни на заднем фоне.

Справка: фильм «Маменькин сынок», комедия (Франция, 2015, у нас с 10 ноября 2016 года), Режиссёр и сценарист Жюли Дельпи. Актёры: Жюли Дельпи, Дэни Бун, Венсан Лакост, Карин Вьяр, Кристоф Вандевельд, Кристоф Канар, Николас Ванкзински, Руди Милштейн и др.

(Правда, в фильме «Маменькин сынок» Эйфелева башня всё же есть, она немного видна из окна Жана-Рене). Когда французы экранизируют книги, как это было с “Dans la maison”, или рассказывают легенды, получается интересно. Но фильмы без средневековых рыцарей, вампиров и инопланетян сразу обдают таким количеством пошлости и скабрезности, что справляешься с трудом.

У французов слишком будничное отношение к интимным связям и изменам. Они этого даже не скрывают, а наслаждаются, как россияне воровской романтикой, коррупцией и беспределом. Посмотрите любой современный российский фильм: вы увидите быт и судьбу типичного ублюдка в полном цвете и объеме. Вам расскажут, почему он стал главарём мафии, стараясь вызвать стокгольмский синдром.

Я начала смотреть этот фильм только из-за Дэни Буна. Впервые увидела его “Bienvenue chez les Ch'tis”, который хорош по одной причине: литературный перевод удался. Но переведи его попроще, близко к оригиналу, и всё рассыплется на части. Скучная история о служащем, которого начальник сослал в провинциальный городок. Ни интересных характеров, ни особенных историй здесь нет.

Жюли Дельпи, исполняющая главную роль, ещё и режиссёр и соавтор сценария. И если с историей красивой женщины, страдающей от бестолковой болтовни неустроенных подруг не меньше, чем от страха увядания и одиночества, она кое-как справилась, то сценарий банален до головной боли. Когда смотришь очередное кино о том, как ребёнок и ухажёр или отчим не ладят, хочешь увидеть что-то ещё, кроме мелких подлостей. Например, духовный рост обоих героев или, напротив, попытку резко разорвать все связи и исчезнуть.

Герой Венсана Лакоста мне понравился так, как обычно нравится сорокалетней женщине мужчина вдвое моложе её. На него приятно смотреть, но невозможно слушать и терпеть рядом с собой. «Лоло» — для меня само прозвище, которым он позволяет себя называть, перекликается с набоковской Лолитой — эгоистичный и самовлюблённый парень, разгуливающий по квартире в одних трусах. Он художник с сомнительными способностями, но его мать уверена, как это нередко бывает, что он «будущее нации» и большой талант. Его Эдипов комплекс заставляет его постоянно манипулировать матерью и выживать всех её ухажёров изощрёнными способами.

Наивный и простодушный мужчина из провинции почему-то доверяет советам расслабленного и избалованного «Лоло» надеть на вечеринку молодёжную косуху, в которой он выглядит нелепо, доверчиво пьёт шампанское, в которое тот подсыпал лекарство, позволяет ему накладывать на свою руку гипс для одной из творческих инсталляций. Всё это заканчивается очень плохо для Жана-Рене, которого «Лоло» ненавидит даже за его имя и работу в сфере компьютерных технологий.

Что выглядит совсем неправдоподобно? Например, тому, что совершенно случайно близкий друг «Лоло», увалень по кличке «Лулу», (что у них там всех с именами творится и почему молодые мужчины позволяют себя так называть?) такой же ненадёжный и хамоватый подросток, оказывается опасным хакером, помогающим взломать программу, над которой Жан-Рене работал лет пятнадцать, и заразить её опасным вирусом, приостановившим работу крупного банка. Причём, для этого хватает нескольких минут, пока программист переезжает на новую квартиру и оставляет вещи без присмотра... В общем, не верю.