Непробудившийся. О фильме Ким Ки Дука

Говорят, что Ким Ки Дук — настоящий мастер воплощения на экране экзистенциальных сюжетов и умеет создавать особенное пространство, в котором совершенно иной ход времени. Тем не менее, его зачастую незаслуженно обходят на различных фестивалях и конкурсах.


На фото: Кадр из фильма "Весна, лето, осень, зима...и снова весна"
На фото: Кадр из фильма "Весна, лето, осень, зима...и снова весна"

Справка: Фильм «Весна, лето, осень, зима... и снова весна», (Южная Корея, Германия, 2003) драма,  Реж. Ким Ки Дук

После просмотра фильма у меня возникло странное, тягостное и неоднозначное чувство. Уже пару раз мне хотелось написать о своих впечатлениях, но каждый раз находился повод этого не делать, отложить на потом. Почему? Меня раздражают пафосные попытки восторженных европейцев объяснить всё одним словом, которого они сами не понимают: «Это — цзен. Это восточная философия. Здесь все созерцательно и очень тонко». Да ни черта тонкого здесь нет: присмотритесь сами!

Нааааа маленьком плоту

Извините, но трудно сдержаться, чтобы не сделать такой подзаголовок! Дано: крохотная плавучая хижина на плоту посреди озера, затерявшегося в горах, где нет ничего, кроме жёсткой циновки на полу, позеленевшей статуи Будды и нескольких ритуальных предметов, о назначении которых знают только служители культа. Монах и маленький мальчик, не являющийся его родственником, неизвестно как к нему попавший. Зимы в Корее суровые, что делает ребенок, когда озеро замерзает, и на что они живут и как питаются — одному Сиддхартхе Гаутаме известно.  Монах сдержан, молчалив, строг. Мальчик и бритоголовый старец собирают лечебные травы.

На фото: Молитва, которая должна помочь
На фото: Молитва, которая должна помочь

Нелёгкое детство воспитанника монаха

Несмотря на учение монаха и аскетический образ жизни, мальчик святым не стал: это отвратительный гадёныш, который ловит и мучает животных: поймал рыбку и привязал к ней камень — рыбка всплыла кверху брюхом. Схватил змею — и её убил. И к лягушке тоже камень привязал. То есть, нутро у него гнилое, и никакое воспитание и молитвы тут не помогут.


Шло время, мальчик вырос. В плавучую хижину женщина привезла молодую дочь, слабую здоровьем. Оставила её молиться и уехала. Видимо, ей не приходило в голову, что старый монах и его послушник могут воспользоваться ее доверием…Что произойдет дальше? Вы наверняка уже догадались.

Иди и освободи всех животных. И если кто-то из них умрёт, то ты будешь носить камень на сердце всю свою жизнь…

Еще одна «приятная» деталь. Когда ученик сбегает в город вслед за девушкой, которую он совратил в лодке, он собирает рюкзак, прихватывая единственное ценное, что есть в хижине нищего монаха-отшельника — статую Будды!

Справка: Будда буквально «пробудившийся», в буддизме наиболее высокое «состояние духовного совершенствования».

Пройдет время, и воспитанник монаха убьёт эту молодую женщину, а его учитель покончит с собой, сгорев заживо в лодке посредине реки. Достаточно легко и философично? Да булыжники бывают легче! Зато посередине озера, прямо в воде, стоят деревянные ворота, которые нужно открыть перед тем, как плыть на лодке к плоту монаха. Ограды нет, а ворота есть. Чтобы понять необходимость ворот посреди озера, нужно, конечно, быть буддистом.

На фото: Домик монаха посреди замерзшего озера
На фото: Домик монаха посреди замерзшего озера

Выхода нет?

Однажды выросший мальчик возвращается в пустую замёрзшую хижину и занимает место своего учителя. У него тоже появляется ученик, одинокий сирота, за которым он стал присматривать. И всё повторяется, вплоть до отвратительных мелочей. Что — это всё? «Аптека, улица, фонарь»? Даже в монастыре люди мучают животных и занимаются сексом, по мнению Ким Ки Дука?

Название картины подчёркивает основную идею, напоминает о тщете всего сущего, о том, что становление, искушение и примирение с собой — неизбежный путь, который должен пройти каждый человек. Но если каждому из нас для самопознания и достижения просветления будет требоваться кого-то предать и убить, то скоро половины населения просто не останется...