«А длинная белая лошадь всё плывёт…»

15.05.2018

Спектаклю «Каприч’ио» в курганском театре кукол «Гулливере» десять лет

Десять лет выплывают откуда-то из космоса мерцающие звёзды. Десять лет вселенские ходики отсчитывают мгновения улетающего в никуда времени, а длинная белая лошадь всё плывёт и плывёт, неся на своей бесконечной спине безмятежно счастливых арлекинов, готовых поделиться своим счастьем с теми, кто с любопытством взирает на них из зрительного зала. «Каприч’ио»… Балет марионеток, спектакль, породивший безмерное количество вопросов наряду с восторгами.

Чёрное и белое — два цвета жизни, вмещающие все её проявления. Белая птица, несущая свет в маленькие уютные домики, где тихо и неспешно течёт чья-то незаметная жизнь, игрива. Она и сама удивляется тому, как много значит этот лучик света в маленьком оконце. А вот чёрная, уверенная и несгибаемая тётка с косой даже и не смотрит на то, как переворачиваются вместе с домиками чьи-то жизни, судьбы, рушатся хрупкие побеги счастья. Она не считается ни с чем, у неё своя «генеральная линия».

Смотрите фоторепортаж Александра Алпаткина

Но даже стихийные бедствия и катастрофы не останавливают жизнь — велика наша планета, и в то время, как где-то рушится мир, на другом конце света кто-то греет у костра свои романтические иллюзии, а кто-то просто принимает ванну… Течёт жизнь сама по себе, а где-то со столба из репродуктора льётся песня-посвящение из «Рабочего полдня», следом генсек произносит одну из своих невнятных речей… Параллели — обыденная жизнь и надстройка, занятая игрой в «неизбежность и значимость». Жизнь и надстройка не пересекались, если не считать, что повседневность в жизни на ТВ и радио превращалась в «торжество идей социализма».

Радиофон сопровождал нас многие годы не мешая, не раздражая. Просто он тоже был частью нашей жизни, которую мы вновь наблюдаем из зрительного зала. Может быть, наша жизнь была не такой завораживающей, хотя то, что прошло, с годами кажется по-настоящему ценным и значимым. Всё течёт: день сменяет ночь, качели, взметнувшись вверх, опускаются вниз, а за спиной вырастают крылья. Эпизод сменяется эпизодом так же непредсказуемо, как непредсказуема жизнь. Почему же в театре многим из нас так важно, чтобы нам рассказали понятную историю? Почему тех, кто готов «отпустить» свои эмоции, воспоминания и ассоциации, большинство, но всё же не все? Десять лет жизни спектакля показали, что и в этом плане прогресс существует: уже не так многочисленны те, кто пытается угадать логику режиссёра, точно прочитать его посыл зрителям. Зритель тоже взрослеет, приобретает культурный, духовный опыт. Сегодняшние возможности видеть и сопоставлять несоизмеримы с теми, что имелись даже десять лет назад. Зритель стал более искушенным, его непросто удивить, но это и не есть цель театра и тем более спектакля «Каприч’ио».

Впечатлить, разбудить эмоции, взбудоражить весь имеющийся культурный запас — вот его цель.

«Каприч’ио» — спектакль-долгожитель, и на примере того, как он воспринимается курганскими зрителями, можно увидеть, что театр не стоит на месте. А зритель за эти годы посмотрел немало — это и «Сны Арлекина», и «Паноптикон», и на фестивалях тренировали зрительское воображение «Сплин», «Фасад», «Дульсинея», спектакль итальянского «zaches teatro» «Очарование глупости», польская «История принца Г.». После всего перечисленного и просмотренного курганские зрители стали воспринимать театральный авангард иначе, спектакли «Гулливера» уже не стали казаться чем-то заумным и надуманным, многое стало понятным и объяснимым.

Десять лет cпектакль «Каприч’ио» (дипломант фестиваля «Золотая маска», неоднократный обладатель гран-при) по-прежнему популярен у зрителей, которых гораздо больше, чем мест в нашем зрительном зале. И это говорит о том, что отсутствие сюжета в спектакле не означает отсутствия смысла, содержания и красоты.

Мы не стоим на месте и каждый раз, когда «Гулливер» собирает кукольников на очередной фестиваль, ждём открытий, потрясений. Мы ждём, что с «Мечтой о полёте» мы станем немного умнее, опытнее. Что стены нашего представления о театре и его возможностях раздвинутся, горизонт отдалится. Неизбежность диалектики. Но пусть и дальше из года в год выплывают откуда-то из космоса мерцающие звёзды. Пусть и далее вселенские ходики отсчитывают мгновения улетающего в никуда времени, а длинная белая лошадь всё плывёт и плывёт… Пусть «Каприч’ио» живёт и удивляет зрителей ещё долго-долго. У этого спектакля на это есть все основания.

P. S. «Каприч’ио» — автор идеи и художник-постановщик Виктор Плотников. Режиссёр-постановщик — Владимир Филонов. Саундтрек к спектаклю — Сергей Белов.