Нелюбовь

27.01.2018

kikonline.ru поговорил о череде вооруженных нападений в школах страны с доктором психологических наук Михаилом Чумаковым

Сразу три немотивированных нападения произошли в школах страны с разницей в два дня: в Перми 15 января, в Челябинске 17 января и 19 января в посёлке Сосновый Бор, недалеко от города Улан-Удэ. Сценарий везде похож — старшеклассники по неизвестным причинам врываются в школу с ножами или топором,  «коктейлем Молотова» и бросаются на всех без разбора — учеников и учителей.

Что происходит?

Комментариев появляется все больше, звучат версии спланированных через социальные сети агрессивных актов терроризма, разрушительного влияния интернета и американского образа жизни, появляются предложения запретить освещать подобные события в СМИ.

О том, как воздействует на нас стремительно меняющийся мир с его новыми требованиями, что могут изменить родители и школа, размышляет заведующий кафедрой «Психология развития и возрастная психология» КГУ, доктор психологических наук Михаил Чумаков.

— Рассматривая трагические события, произошедшие в школах, отмечу, что они требуют тщательного и глубокого анализа. Только на этой основе можно сделать выводы. Не хотелось бы поспешных обобщений и поверхностной суеты с последующим «забалтыванием» проблемы, как это иногда случается. Современные информационные технологии обеспечивают общественный резонанс, привлекают внимание к проблеме. Ситуацию нужно обсуждать на всех уровнях, это дает шанс на то, что последуют определенные решения.

Основное, что каждому приходит в голову, —усилить охрану детей в школах. Конечно, любые меры и затраты оправданы, если речь идет о жизни и здоровье учащихся и педагогов. Но, сделав это, нужно задуматься об условиях, порождающих необходимость усиления охраны. Посмотрите — охраняемых мест становится все больше и больше. Охрана в домах, магазинах, аптеках, больницах, вузах, школах, детских садах. Что это, если не признак возрастающей агрессии в обществе, неблагополучия социального самочувствия?

Должен напомнить, что подростковая преступность была всегда — и в новейшей истории, и в революционные периоды. Причин этому много — от социального неравенства до распространения в подростковой среде криминальной культуры. И надо сказать, что с этим боролись. В коммуне у Антона Семёновича Макаренко правонарушители перевоспитывались человеческим уважением и полезным трудом, а заборов и охраны не было. В советские годы работала система воспитания, включавшая в себя как идеологическую составляющую, бесплатные учреждения для занятий творчеством, спортом, наукой, так и систему социальных лифтов. Не все получалось, но воспитанию подрастающего поколения определенно внимание уделялось.

Поэтому, применительно к сегодняшней ситуации, важно совершенствовать организацию воспитательного процесса в школе. В частности необходима работа, сосредоточенная на переориентировании подростков, реализующих себя в деструктивной среде, в созидательное, конструктивное русло. Причем делать это надо не кампанейски, а системно, понимая, чего хотим добиться. Приведу цитату из А. С. Макаренко, которая, кажется, написана для нынешнего времени:

— «С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы «презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое».

Во-вторых, нужны меры снижения напряжения, агрессии. Применительно к школе такой мерой может быть развитие школьной психологической службы.

Еще один важный аспект — отсутствие мужчин в школе. В обществе, где много неполных семей, где женщины становятся и добытчиком, и хранителем семейного очага в одном лице, размываются гендерные роли. Школы здесь тоже не помощник, в них зачастую даже физрук — женщина. Мальчишке неоткуда взять образец ролевого поведения, приходится пользоваться тем, что есть, — интернет, фильмы, криминальные группировки…

Ну и, наконец, самое, на мой взгляд, важное — тотальная нелюбовь. В семье, в школе, в обществе.

Берегите своих детей. Они должны знать, что могут обратиться к вам в любую минуту и по любому поводу.

Михаил Чумаков, доктор психологических наук, заведующий кафедрой «Психология развития и возрастная психология».

Яндекс.Директ