«Верьте в свои возможности, развивайте их!»

В курганском театре кукол «Гулливер» рассказывают удивительную историю про «Изобретение полёта»

Новый спектакль курганского театра кукол «Гулливер» веселым языком геометрии (вот он, оксюморон, парадокса друг!) преподает урок… полета (или «летания», как забавно, на сербский манер, выражается учитель).

«Изобретение полёта» — спектакль, поставленный в «Гулливере» сербским режиссером Эмилией Мрдакович по ее же сказочной истории, говорит о вещах простых и глубоких с помощью жизнерадостного танца (Артур Алексеев несколько месяцев осваивал степ) и оживающих геометрических фигур. Он о тех вещах, что окрыляют, поднимают ввысь, не позволяют сдаться…

Задача, поставленная учителем, обычна для школьного урока: два аиста вышли каждый из своего пункта навстречу друг другу. Как рассчитать расстояние и когда они встретятся? Из линеек и циркулей, треугольников и транспортиров появляются, как по взмаху волшебной палочки, фигуры диковинных птиц. Они пока умеют только бегать. Но что им мешает воспарить над землей. когда учитель (он же создатель) дал им крылья, созданные, к слову из газетных страниц?! Может, только страх и неверие в себя?

Всего находится кто-то один, кто осмеливается на невозможное. И пусть его осуждают курицы, пусть не верят собратья по перу… — тьфу-ты, перьям. Чувствуете аналогии? Автор явно «подложил» немало подтекстов, которые интересно будет поразгадывать и взрослым. А младшим школьникам просто нравится школьный урок с обаятельным преподавателем, который так виртуозно, с юмором преподносит геометрические задачки вкупе с задачами жизни: «Верьте в свои возможности! Развивайте их!». И на своем примере показывает, что если очень захотеть, то можно и самому взлететь – что и делает под восхищенные возгласы в зале.

Курганские зрители могли видеть этот же спектакль, но в исполнении харизматичного сербского актера Саши Латиновича, прошлой весной на фестивале «Мечта о полете». И однако режиссер убеждена, что то, что сейчас происходит на сцене «Гулливера» — совсем другая история.

— Другой актер, другая энергетика, другие чувства – все представления всегда будут отличаться друг от друга, если меняется актер, — рассуждает Эмилия Мрдакович. — Сложность этой постановки – в ее мельчайших деталях, и Артур с ними отлично справляется. Когда мы ставили с Сашей Латиновичем спектакль для курганского фестиваля, ему пришлось выучить весь текст на русском и он очень волновался. Сейчас Саша играет его на русском языке у нас в Сербии очень редко — один-два раза в году для русских, которые работают в «Газпроме» в городе Нови-Сад.

Сама Эмилия достаточно хорошо владеет языком Пушкина и Толстого, она родилась и долгое время жила в Болгарии, где русский учили в ту пору все школьники. Сейчас она директор Молодежного театра города Нови-Сад, а также работает преподавателем в Академии искусств г. Нови-Сад, руководит курсами «Драматическая культура в образовании», работает на Государственном Болгарском телевидении, участвует во многих детских фестивалях в качестве члена жюри. Ее часто приглашают в Россию на гастроли с сербским театром или ставить спектакли в российских театрах.

— Два года назад я поставила спектакль «Гадкий утенок» в Новом Уренгое. Затем мы с театром получили приглашения на фестивали в Санкт-Петербург, в Самару, в Курган, — рассказывает Эмилия Мрдакович о своей счастливой судьбе на российской театральной сцене и мечтает о дальнейшем сотрудничестве с «Гулливером».

Одна из очарованных зрительниц уловила в новой постановке главную мысль для себя: «Как тяжело нам научиться делать себя счастливыми! Хотя на самом деле — это так легко! Все, что делаешь, нужно делать, не ожидая «спасибо» от кого-то, а для того, чтобы мир стал лучше, а ты себя чувствовал счастливым». Возможно, с этих маленьких откровений и начинается искусство взлетать над обыденностью. Так же как это делает учитель, превращающий урок в веселую сказку.