Кощей Бессмертный в советских киносказках (ч.1)

2,6k full reads
3,5k story viewsUnique page visitors
2,6k read the story to the endThat's 75% of the total page views
2 minutes — average reading time

Как не странно, но в таком популярном и распространённом в СССР киножанре как сказка, не так уж много Кощеев - всего 9 (даже десяток не набрался, но это без мультиков, которые не в счет). Гораздо чаще в фильмах по мотивам русского фольклора встречается Баба-Яга, которая, впрочем, не всегда выступает в качестве злой колдуньи и антагонистки главных героев, а бывает и доброй помощницей, и даже дальней родственницей. У Кощея роль более однобокая и, как правило, именно победа над ним - основная цель сюжета.

Изначально я хотел составить собственный рейтинг, но потом счёл это делом неблагодарным, так как все киновоплощения сделаны далеко не под копирку - в каждом из них есть своя изюминка. Все 9 достойны считаться самыми-самыми, хоть и по разным критериям, пусть и неравнозначным. Да и личные предпочтения и ощущения никто не отменял. Поэтому объективности ради список составлен в хронологическом порядке. ИТАК...

1. Самый аутентичный и самый страшный: к/ф "Кощей Бессмертный" (1944) / Георгий Милляр / Youtube

Кадр из фильма "Кощей Бессмертный" (1944)
Кадр из фильма "Кощей Бессмертный" (1944)
Кадр из фильма "Кощей Бессмертный" (1944)

Фильм, открывающий советскую Кощеиаду, снят самым известным киносказочником страны Александром Роу ещё в годы Великой Отечественной, что конечно сказалось и на оригинальном сценарии и на образе главного злодея, который даже был вынесен в заголовок. Всё соответствует прямолинейным кинолекалам того времени, даже богатыря Никиту Кожемяку (обошлись бе иванов-царевичей и пр.) играет плакатнейший супергерой советского кино 30-40х Сергей Столяров. Тем не менее, как киносказка фильм очень крут, а Кощей в исполнении тогда ещё сороколетнего Георгия Милляра способен вызвать ночной кошмар у зрителя дошкольного возраста.

Лирическое отступление: Чаша сия меня миновала, хотя я впервые этот фильм увидел, когда мне ещё и шести лет не исполнилось - в феврале 1980 года в легендарной передаче "В гостях у сказки". Конечно впечатлило, однако тот единственный (на моей памяти) раз, когда мне приснился киномонстр, приключился не тогда, а ночью сразу после увиденного накануне на большом экране кинотеатра циклопа в к/ф "Седьмое путешествие Синдбада" (примерно в те же годы)...

Без малого четверть века эта киноверсия Кощея 1944 года оставалась единственной и от того канонической, хотя со временем кинолента пообтрепалась и долгое время отлеживалась в Госфильмофонде, пока в 1979 году не подошла очередь на восстановление. То есть поколение советских детей 60-х вплоть до конца десятилетия росло, не зная толком ни одного кино-Кощея, ну разве что зеленоглавого старикана из полнометражного мультфильма "Царевна-лягушка" 1954 года:

Кадр из мультфильма "Царевна-лягушка" (1954)
Кадр из мультфильма "Царевна-лягушка" (1954)
Кадр из мультфильма "Царевна-лягушка" (1954)

2. Самый комикующий Кощей: "Огонь, вода и медные трубы..." (1967) / Георгий Милляр / Youtube

Другой подходящей и не обижающей заслуженного актёра категории для очередного (при том после огромного перерыва) киновоплощения мне найти не удалось. В советской киноиндустрии настали другие времена, а бешеный успех комедий Гайдая показал зрительские приоритеты 60-х. Возможно это и сподвигло Александра Роу спустя 20 с лишним лет на прямо противоположный подход к киносказке - он попытался снять чистую комедию положений. А может в силу возраста режиссёр (родившийся в 1903 году) ностальгически ориентировался на незамысловатые фильмы своего детства и юности. Увы, блин вышел комом. И даже сыгравший Бессмертного в новой, комической ипостаси Георгий Милляр оказался здесь бессилен.

Кадр из фильма "Огонь, вода и медные трубы.." (1967)
Кадр из фильма "Огонь, вода и медные трубы.." (1967)
Кадр из фильма "Огонь, вода и медные трубы.." (1967)

Всё-таки в историю советского кинематографа актёр вошёл как "самая лучшая Баба-Яга" и, к счастью, в этом фильме (где ему довелось сыграть аж три роли) он всё же порадовал - эпизодами с колоритнейшим образом старой карги, что до этого появился в к/ф "Морозко" (1964).

Так или иначе, но первый, пусть и неоднозначный, опыт показал, что забавного Кощея делать можно и нужно. И в дальнейшем более молодые киносказочники пошли преимущественно именно таким путём.

3. Самый непохожий и самый непредсказуемый Кощей: "Весёлое волшебство" (1969) / Фёдор Никитин / YouTube

Самую неожиданную трактовку образа Кощея предложил вскоре режиссёр Борис Рыцарев в действительно смешной, хоть и не очень известной сказке "Весёлое волшебство", где многие герои русского фольклора благополучно доживают до современности (тех лет конечно), правда, вынужденные приспосабливаться. Баба-яга впервые предстаёт милой, обаятельной старушкой (в исполнении Валентины Сперантовой), что работает в детской библиотеке уборщицей. Сюжет же строится вокруг необходимости расколдовать её внучку - Василису Прекрасную, много веков назад превращённую Кощеем в лягушку.

Кадр из фильма "Весёлое волшебство" (1969)
Кадр из фильма "Весёлое волшебство" (1969)
Кадр из фильма "Весёлое волшебство" (1969)

А он тоже мимикрирует, работая рядовым бухгалтером. Правда, мне его облик скорее напомнил то, как в кинодетективах 50-60-х иногда изображали бывших сельских старост и полицаев на ранее оккупированных фашистами советских территориях (негодяев в конце всегда разоблачали). Здесь же для пущего смеха (и конспирологических идей) Кощей вдруг начинает петь военный марш на немецком. В целом в исполнении Фёдора Никитина он предстает уморительным стариком, который напрочь забыл что когда-то являлся воплощением зла. И поэтому нужно похвалить авторов этой необычной комедии за то, что они отказывались от экспериментов с кощеевой смертью: сам исчез, без дополнительных приглашений.

4. Самый музыкальный и самый тюзовский Кощей: "Новогодние приключения Маши и Вити" (1975) / Николай Боярский / YouTube

Кадр из фильма "Новогодние приключения Маши и Вити" (1975)
Кадр из фильма "Новогодние приключения Маши и Вити" (1975)
Кадр из фильма "Новогодние приключения Маши и Вити" (1975)

Зато этот фильм в представлении не нуждается - многие знают его с детсадовского или младшего школьного возраста, на которые он в принципе и рассчитан. По форме это телеспектакль или детский утренник мюзикл, который сохраняет долгую популярность благодаря роскошным отрицательным персонажам и их хитовым песням. А Кощея даже Маша "нисколечко" не боится (до чего дошло, а!) и у него тоже есть свой полноценный музыкальный номер прямо-таки в традициях Бродвея. Правда, за кадром поёт не сам Николай Боярский, а артист музтеатра и рок-музыкант Виктор Кривонос (с 1974 года солист ВИА "Дикие Поющие гитары"). В других фильмах Кощеи тоже бывало что-то напевали, но не настолько профессионально. Потому и безусловна победа в номинации "самый музыкальный".

Хотя кто-то припомнит и другого - уже академически музыкального Кощея - из биографического кинофильма "Римский-Корсаков" (1952), в который включили сценический фрагмент непосредственно из оперы "Кощей Бессмертный", написанной этим композитором в начале 20 века. Но всё же этот вариант не имеет самостоятельного значения в сюжете. Ещё было две телевизионные постановки указанной оперы - в 1969 и 1987 году - однако и тут говорить о какой-то индивидуальности и актёрской игре не приходится: разница лишь в гриме и в тонкостях исполнительского искусства у вокалистов. Совсем другой жанр.

Итак, за первые шесть десятилетий в истории советской киносказки появилось всего 4 Кощея, при том трое из них - за короткий промежуток с 1967 по 1975 гг. Об остальных пяти, что родом из 1980-х, продолжу в следующей части (там же можно и проголосовать за лучшего Кащея по вашему мнению).

(c) Albert Magnus для kin0guru

"Кощей Бессмертный в советской киносказке" (ч.2)