Дневники жены Бунина Веры и его "последней любви" Галины Кузнецовой: о чём они писали, живя под одной крышей?

6 February

Один из самых скандальных любовных треугольников в писательской среде, который потом перерос в четырехугольник, а затем, наконец, разделился надвое - Бунин, его жена Вера, его любовница Галина Кузнецова и любовница любовницы Маргарита Степун (Марга).

Галина Кузнецова (слева), Иван Бунин и Вера Бунина в Грассе
Галина Кузнецова (слева), Иван Бунин и Вера Бунина в Грассе

Об этом снят фильм "Дневник его жены". Прекрасный, атмосферный, довольно точный, хотя там и есть некоторые нестыковки. И, что удивительно, такую ммм почти бульварную историю авторы фильма и актеры смогли преподнести без пошлости, ничего при этом не вуалируя и не скрывая.
Чего не скажешь о дневнике ключевой участницы треугольника - Галины Кузнецовой.

Книга дневников Галины Кузнецовой
Книга дневников Галины Кузнецовой

Галина эмигрировала во Францию с мужем, в 26 лет познакомилась с 56-летним Буниным, год с ним встречалась на съемной квартире, а потом, расставшись с мужем, переехала к Буниным на виллу Бельведер в Грассе, где на правах "ученицы писателя" прожила много лет. Затем познакомилась с певицей Маргой Степун, влюбилась в нее и ушла от Бунина. А во время войны они с Маргой снова приехали в Грасс, где жили у Буниных, пока не появилась возможность уехать, а затем эмигрировать в США. В общей сложности отношения Бунина и Кузнецовой продолжались 15 лет.

Галина писала стихи, рассказы, статьи. Ее иногда публиковали. Но основной ее книгой стал "Грасский дневник", который она опубликовала будучи уже почтенной дамой.

Это, наверное, самое показательное фото, на котором есть все участники любовной драмы.

Стоит Галина, рядом с ней Марга, далее Бунин и его жена, а рядом с ней - Зуров, еще один житель виллы Бельведер, который, вероятно, был влюблен в Веру Бунину
Стоит Галина, рядом с ней Марга, далее Бунин и его жена, а рядом с ней - Зуров, еще один житель виллы Бельведер, который, вероятно, был влюблен в Веру Бунину

И что же сделала Галина Кузнецова, решив опубликовать свой дневник тех лет? Она вымарала всё, что касалось её отношений с Буниным. А также отношений с его женой и отношений с Маргой. Как будто этого не было. Ни намёка. Ни слова, ни полслова. И что же осталось? Очень странное, размытое, прелестное нечто. С вкраплениями цитат из Бунина: что он сказал о том или ином писателе в тот или иной день.
Начинается дневник с 1927 года, когда Галина только переехала к Буниным.
Если не знать их истории, то складывается впечатление, что это, к примеру, племянница приехала к дяде и тёте на дачу. Она бродит по дому, по саду, загорает, мечтает, скучает, рвёт цветы и ставит их в вазы. Видит скелетик кошки в ручье и думает о вечном. Проводит дни в одиночестве, мается.
"С утра расстилаю под мандаринами одеяло, кладу на него подушку и ложусь с книгой. Иногда ко мне присоединяется кто-нибудь из домашних: уж очень жарко в доме. Только к ночи наступает облегченье; а ночи черные, сухие, со звездным небом, в котором теряется взор".

И всё в таком духе. Если бы это был реально дневник юной леди, приехавшей погостить к родственникам, к дяде-писателю и тёте-его жене, то я прочитала бы с удовольствием и подумала бы: какая художественно одаренная девушка. Но, блин, ты с этим писателем спала, а его жена была вынуждена все это терпеть. Много лет. А теперь ты изображаешь, что ничего не было. Конечно, каждый волен вырезать из своего дневника все, что хочет, но по мне так лучше уж сделать как Бунин - сжечь все дневники того периода. А не вот это всё.

Галина, Бунин, Вера, Зуров
Галина, Бунин, Вера, Зуров

К тому же, если уж ты решила публиковать свои дневники ради того, чтобы внести свои пять копеек в воспоминания о Писателе, ты не можешь не понимать, что твое присутствие в его жизни оказало влияние на его творчество. И это желательно зафиксировать. Тем более, что можно поделиться своей интерпретацией событий.
Предисловие к книге называется "Дневник как территория умолчания". Я впервые встречаю такой. И он меня разозлил, если честно. Хотя там есть что почерпнуть исследователям Бунина. Что он говорил о ком-либо, как получил Нобелевскую премию. Ну, как если бы племянница описывала, как ее дядя получил Нобелевскую премию.

На вручении Нобелевской премии. Второй справа Бунин. В бусах Вера, за ней стоит Галина
На вручении Нобелевской премии. Второй справа Бунин. В бусах Вера, за ней стоит Галина

О чём же пишет Вера Бунина в тот же период? В книге "Устами Буниных. Том 2. 1920-1953" опубликованны её дневники, написанные без излишней откровенности, но и без сокрытия всего, что касается её личной жизни. А чего ей скрывать, если она законная жена Бунина и любовников у неё нет? Она пытается быть "мудрой" (как это говорят про жён, мужья которых изменяют), но в ней клокочут разные чувства. Пишет о том, что она жена мужа, который "радует других". И тут же: "Вечером говорил, что больше всего в мире любил мать, и меня любит не меньше. Да, непонятна душа человеческая!" Потом есть и о поцелуях, о разговорах, о смехе. Она, конечно, была совершенно беззаветно в него влюблена всю жизнь.
"
1929, 13 октября
Идя на вокзал, я вдруг поняла, что не имею права мешать Яну любить, кого он хочет, раз любовь его имеет источник в Боге. Пусть любит Галину, Капитана, Зурова - только бы от этой любви было ему сладостно на душе."

В конце концов, Вера стала испытывать к Галине что-то вроде дружеских чувств, или материнских. Никакой злобы, раздражения при упоминании Галины в ее дневниках нет. Только печаль, что Ян оставляет ее одну. Маргу она определила при встрече так:
"Странная большая девица-певица. Хорошо хохочет". А когда Галина ушла к ней, вздохнула с облегчением.

Галина Кузнецова и Вера Бунина
Галина Кузнецова и Вера Бунина

Что же писал сам Бунин? В его редких оставшихся записях - заметки о писателях: Толстом, Чехове, Сирине-Набокове, которым он восхищался, а, возможно, и завидовал (Вера, кстати, писала, что вот кто главный кандидат на Нобелевскую премию - Сирин!), описание впечатлений от получения Нобелевской премии, проскальзывает злость к Галине, которая подло поступила с ним. И много мыслей о смерти. Это вообще лейтмотив и его дневников, и его художественных произведений. В "Жизни Арсеньева", в которой он описывает воспоминания детства, одно из самых ярких впечатлений - присутствие на похоронах. А в дневниках - постоянно мысль: как же так - я умру и всё? и меня просто не будет. И это может произойти в любой момент.
Что касается описаний внешности Галины Кузнецовой современниками, то из них можно вывести только, что она была ладненькой, очень приятной, милой, на первый взгляд застенчивой. Опять же вспоминается фильм. Думаю, Ольга Будина отлично попала в этот образ. Как и все остальные.

"Дневник его жены" (2000)
"Дневник его жены" (2000)

Спасибо за лайк и подписку!

Вам может понравиться:

О таком Чехове в школе не расскажут: три фильма о личной жизни писателя

"Госпожа Бовари" и три фильма о ней: какой лучше?