Зеркало поэтического реализма🎬 Набережная туманов (1938)

👤 Реж. Марсель Карне

КП: 7.763, IMDb: 7.70

kino_doma: ✭✭✭✩✩

🇫🇷 #драма #нуар

Le quai des brumes (1938)
Le quai des brumes (1938)

͟ ͟Н͟е͟д͟е͟л͟я͟ ͟и͟с͟т͟о͟р͟и͟ч͟е͟с͟к͟о͟г͟о͟ ͟к͟и͟н͟о͟.͟ ͟Ф͟и͟л͟ь͟м͟ ͟5͟

🔎 Почему смотреть: Не зря говорят, что французы – величайшие романтики, а Париж – город тысячи поцелуев и миллиона разбитых сердец. Французы всегда предпочитали чувство уму, а поэзию – прозе. В подтверждение этих слов мы пересмотрим шедевр гения поэтического реализма, как критики окрестили жанр фильмов-набросков поколения с Жан Габеном, энергия которого здесь буквально фонтанирует. В свое время «Набережная» произвела настоящую революцию в умах зрителей. Привыкшие к романтическим бессодержательным комедиям, они были ошеломлены мрачной атмосферой, в которой не находится угла ни для личного счастья, ни даже для призрачной надежды. И все же фильм притягивает к себе некоей загадкой, красотой недосказанности. Как внешней: одежду героине делала лично Коко Шанель, так и внутренней: глаза, жесты, тени...

💻Оф. трейлер, Набережная туманов (1938)

💬 Цитата: – Почему же вы не рисуете что-нибудь хорошее?
– Я уже пытался. Рисовал и цветы, и красивых женщин, все перепробовал. Но чтобы я ни писал, я вижу то, что скрыто внутри. Даже в розе я вижу кровь...

📚 Сюжет: История зародившейся любви солдата к девушке приводит к цепи необъяснимых, а порой и нелепых событий, в результате которых, несколько человек погибнет, несколько тайн всплывет на поверхность и несколько сердец останется разбитыми до скончания века...

↘↘↘ 📱 Смотреть онлайн ↙↙↙

Под катом биография великого режиссера, сделавшего фоном собственных картин пейзаж парижского рабочего предместья, воспевшего героев улиц, да так, что они стали достоянием не только французской, но и мировой культуры

🔎Гений по имени Карне

В 1958 году, когда только что возникший термин «новая волна» еще звучал как некая сенсация, Марсель Карне выпустил свой нашумевший фильм «Обманщики». Его успех (Большая премия французского кино и самые большие сборы года, длинные очереди у кинотеатров и триумф, устроенный Карне после премьеры группой молодежи) был, собственно, успехом темы. «Обманщики» — один из первых фильмов о поколении двадцатилетних. Или, точнее, о той части поколения, которая теперь известна во всем мире под именем «блузон нуар», «рассерженных», «раггаров», «битников» и пр.

К этой картине режиссер готовился почти два года. Сценарий, называвшийся вначале «Пустые руки», неоднократно переделывался после разговоров с молодежью. Карне и Жак Сигюр усердно посещали молодежные кафе в квартале Сен-Жермен де Пре: они пытались честно разобраться в философии и нравах «тех, не лишенных интеллекта молодых людей, у которых много свободного времени и которые фланируют между Латинским кварталом и Пасси». «История Ромео и Джульетты из Сен-Жермен де Пре» мало-помалу обрастала колоритными подробностями быта, жаргонными словечками и репликами, добросовестно подслушанными в «Бонапарте» или «Мартини».

Ирония - отличительная черта мастера
Ирония - отличительная черта мастера

Режиссер говорит впоследствии, что «не имел нужды придумывать своих героев: они существуют». И все же... несмотря на видимую современность и шумный успех у широкой публики, Карне и здесь не избежал упреков в старомодности. Критика (в особенности молодая критика) к его картине отнеслась весьма прохладно. В «Кайе дю синема», журнале, где сотрудничали будущие лидеры «новой волны» Годар, Трюффо, Шаброль, фильм называли архаичным и поверхностным. Писали, что в «Обманщиках» Карне остался верен своей давней проблематике и сохранил манеру прежних лет. Коснувшись нового явления, он рассмотрел его под старым углом зрения. Взгляни он глубже, «это не было бы только постановкой вопроса о некоем любовном анархизме, унаследованном от послевоенной эпохи. От этого краха морали — или антиморали — Карне предлагает лишь одно противоядие — любовь из популярных романсов. Но и она не менее стерта, чем поверхностно показанное «зло»...»

Не все оценивали фильм с такой суровостью. Но даже наиболее благожелательные рецензенты отмечали, что режиссер идет по старому пути.

«Под верхним слоем, представляющим довольно спорную картину нравов определенной части молодежи, в «Обманщиках» вновь обнаруживаешь тему, дорогую для Карне (ту самую, которая существовала почти во всех его произведениях, от «Набережной туманов» до «Жюльетты»), — тему влюбленных, чья любовь обречена судьбой. Судьба здесь принимает облик некоего анархиста (прекрасно сыгранного Лораном Терзиевым)... Именно он ведет интригу, и благодаря его присутствию фильм получает тот трагический акцент, который временами придает ему известное величие»

— замечал Жан де Баронселли.

Впрочем, в «трагическом акценте» тоже находили искусственность и мелодраматизм. Несколько лет спустя английский киновед Рой Армз, анализируя «Обманщиков» в книге «Французское кино», писал о «притворном обличье трагедии» и романтической схематизации конфликта. Заданность мысли, подменившая анализ реальных жизненных явлений, морализаторство, архаика пластических решений и старомодная система монтажа — таковы главные упреки, предъявлявшиеся автору «Обманщиков» большинством зарубежных и отечественных кинокритиков.

Эти черты позднее мы увидим во многих фильмах, посвященных молодежи. В «Кузенах», часто противопоставлявшихся «Обманщикам», примерно те же наблюдения и тот же материал: холодное сообщество ровесников; шумные вечеринки, на которых много пьют и развлекаются весьма непринужденно; беспечность и скептическое равнодушие, принятые в компании как обязательный «хороший тон»; опасные забавы, на которые толкает жажда острых ощущений... Но, показав все это, Клод Шаброль остережется подводить итоги. Он не захочет разделять своих заблудших и растерянных героев на агнцев и козлищ.

Клод Шаброль за работой
Клод Шаброль за работой

Карне в своей картине делает как раз наоборот: он изгоняет секс и взвинчивает чувства. Его «испорченные», «аморальные» девчонки тоскуют о «великой и единственной» любви. Они всерьез страдают и ревнуют, втайне мечтая о семейном счастье. Они горды, чисты душой, и если с легкостью идут на однодневные интрижки, то только потому, что не хотят отстать от моды. Действительно, что может быть ужасней, чем показаться старомодной в двадцать лет! Кроме того (это касается уже не только героинь), у молодых «обманщиков» есть философское обоснование свободы нравов. Они все время говорят о грязном мире, порождающем «метафизическую безнадежность», о неизбежности грядущей атомной войны и подавлении свободы личности любовью.

Верный своей поэтике, Карне не может обойтись без четкой рационалистической конструкции. Он все пытается понять и объяснить, ища мотивировок даже для «немотивированных поступков». Разврат (или «любовный анархизм») в его картине, так сказать, идейный. Это одна из форм протеста юных душ против отживших буржуазных норм морали и лицемерия отцов.

Кино — искусство прежде всего зрительное. Когда Годар, Феллини, Бергман, Буньюэль пренебрегают целомудрием в любовных сценах, то они делают это, конечно, не затем, чтобы потрафить низменному любопытству публики. Для них важна та атмосфера страсти или чувственности, давление которой испытали их герои. Они отлично знают, что экран не терпит подтасовок и абстракций. Кино — фотографическое искусство. Никто не станет верить декларациям, если они расходятся с изображением.

Карне предпочитает область деклараций и абстракций. Критики были правы, говоря, что его фильму свойственна «психологическая ирреальность». Впрочем, будь персонажи более реальными, из них не вышло бы героев романтизированной мелодрамы. В «Обманщиках», как в большинстве картин Карне, есть верхний слой — реальность, и глубинный — романтическая тема. Но в этом случае «реальность» неточна, а выводы чрезмерно дидактичны. Касаясь сложных и болезненных вопросов, Карне дает им однозначную трактовку. По его мнению, все беды оттого, что молодежь плутует: следуя капризам глупой моды, она скрывает свои истинные чувства и притворяется циничной и холодной.

Ответственность лежит на старшем поколении — это оно повинно в лихорадке, которая сжигает молодежь. Но, обвиняя общество, Карне уверен, что болезнь пройдет: «Наступит день, когда без всякого алкоголя, разврата и детского бунтарства совершится великая перемена... Или, быть может, просто под угрозой мировой катастрофы люди перестанут держаться за то, что можно потерять, — положение, деньги, почести, пустые безделушки...» — и человечество очистится от скверны.

Кадр из фильма «Обманщики»
Кадр из фильма «Обманщики»

Таков в «Обманщиках» психологический и социальный анализ современности. Что же касается второго плана, то он построен по модели старых лент. Карне использует прием «День начинается»: герой, недавно переживший внутренний кризис и стоящий перед выбором пути, мысленно воскрешает, кадр за кадром, историю своей любви.

Правда, в отличие от Франсуа, Боб погружается в воспоминания не в осажденной комнате, а в чистеньком кафе, под звуки джаза и за рюмкой коньяку. Да и сам Боб, приличный буржуазный мальчик с милым лицом и ямочками на щеках, куда умереннее и благополучнее габеновското персонажа. Образ, который создает Шаррье, весьма далек от легендарности и титанических страстен, хотя роль явно выстроена «под Габена». Карне дает актеру тот же материал: в «Обманщиках» есть краткая идиллия любви, разбитые надежды, сцена гнева, презрительная ревность к низкому сопернику, отчаяние и пессимистический финал. Но все в ином, уменьшенном масштабе. И дело тут не только в темпераменте актера. Сам режиссер уже не в силах говорить от имени эпохи — его концепция действительности устарела, поэзия стала наигранной, формальные приемы обветшали.

Источник

📺 На сайте, 720p без рекламы!

#староекино #классика #умноекино #drama #Набережнаятуманов #МарсельКарне #ЖанГабен #Lequaidesbrumes #movie1938