«Планета обезьян: Война» (2017) | Рецензия

07.04.2018

Салют всем! Франшиза «Планета обезьян» берет свое начало в 1968 г. с экранизации одноименного романа Пьера Буля, который, к слову, был тем еще расистом, поэтому его фантастическое произведение надо толковать именно под этим углом. Каким было развитие серии и что стоит посмотреть - это отдельный разговор, нас же интересует перезапуск от FOX, состоявшийся в 2011 г.

Первая часть «новейшей франшизы» достаточно далеко отошла от оригинального сюжета. История, в общем-то, была динамичная и интригующая, плюс, элементы научно-фантастического жанра, которые освежили и выделили блокбастер на фоне фильмов про супер героев. Приличные кассовые сборы обеспечили ленте «Восстание планеты обезьян» продолжение, правда, без режиссёра Руперта Уайатта и главного актера Джеймса Франко.

Однако кадровые перестановки не помешали сиквелу «Планета обезьян: Революция» выделиться в прокате: он стал в разы успешнее, чем предыдущий фильм. Положительная сторона «Революции» состояла в том, что картина поступательно развивала концепцию противостояния двух видов, а разнообразные внутренние конфликты делали сюжет захватывающим. Мораль ленты («в семье не без урода») тоже была к месту. Ну, и экшен стал благодаря компьютерным технологиям масштабнее, а графон круче, поэтому третью часть - «Планета обезьян: Война», я ожидала с большим нетерпением. Режиссером со времен 2-ой части остался Мэтт Ривз. Ранее мужчина ставил картины «Монстро», «Впусти меня. Сага». Также Ривз готовится запустить новую серию про «Бэтмена» в 2019 г. (рискованное занятие после Нолана что-то делать с этой франшизой…) Производство триквела обошлось в 150 млн. $, а съемки завершились в 2016 г..

Сюжет «Войны» продолжает тему противостояния людей и генетически модифицированных обезьян. Под командованием своего вожака Цезаря приматы готовятся к финальному сражению с выжившими людьми, цель которого доминирование на Земле. Примерно так описывались основные события триквела в Сети, плюс, предвкушение масштабной войны подогревали трейлеры, а подзаголовок названия фильма говорил о ней прямым текстом. Да, и в контексте картин прошлых лет подобное развитие франшизы выглядело бы оправданным. В начале ученые — интеллектуальная элита человечества, создают новый разумный вид. Этот вид формируется в конкурирующий с нами социум; и, наконец, «они» заявляют о своих правах в ходе своеобразного бунта. Ну, а за революцией неизбежно следует глобальная война.

Что ж, народ, забудьте о логике или о долгожданной эскалации конфликта. То ли будет четвертая часть (студия FOX намекала об этом в 2016 г.), то ли авторы напортачили, но в «Планете обезьян: Война» преобладает жанр «драма», поэтому экшена кот наплакал. Причем с драматической частью не все так гладко, как хотелось бы: Ривз чересчур рьяно показывает обезьян «белыми и пушистыми», а людей негодяями. В каждой нечетной сцене нас убеждают, что у нового вида есть права, так как они разумные и т. д. Однако данный посыл отлично продемонстрировал Руперт Уайатт в первой части, поэтому на сей раз не вижу смысла в таком глубоком акценте. Авторы нагнетают жалость к Цезарю и к его соплеменникам, и, в конце концов, становится просто скучно…

«Мораль фильма тоже вторичная: немногие личности способны побороть своих внутренних демонов для блага общества, но большинство категорически нет». Повторюсь, но это уже было в прошлых историях.

Третье замечание: из сюжета напрочь исчезли персонажи «людей». В первых двух сериях франшизы оба вида представали как с положительной стороны, так и с отрицательной. В триквеле же этого нет совсем: обезьяны — идеал гуманизма и мудрости. Человечество же олицетворяет Полковник — шовинист, который родного сына не пожалел для достижения цели. Мотивация военного лидера рассказывается в одном предсказуемом монологе под конец фильма. Остальные же люди — это «ходячий картон» с автоматами.

Теперь самое главное: в фильме «Планета обезьян: Война» никакой войны и нет. Есть несколько стычек, причем в двух из них разные группировки военных сражаются друг против друга. А все межвидовые распри сводятся к противостоянию Полковника и Цезаря.

К этому вагону сценарных проблем цепляется тележка мелких, но неприятных моментов. Недалекие солдаты упорно готовятся к решающему сражению, но так плохо охраняют собственный лагерь, что маленькая девочка проходит мимо часовых незамеченной… Мгновенные изменения в кадре климата вызывают недоумение: то земля покрыта снегом, то зелень вовсю кругом. Ну, и открытая концовка фильма доказывает, что авторы хотят еще денег, поэтому не остановятся на трех частях. Фильм также не дает четкой и нужной информации о ресурсах враждующих сторон — количестве выживших, снаряжении. О новейшей мутации «обезьяньего вируса» также хотелось бы узнать подробнее. И, наконец, камерность происходящего оставляет ощущение, что наша цивилизация — кучка выживших из ума вояк — «спартанцев». Где женщины, дети и старики?

Единственный и неоспоримый плюс блокбастера «Планета обезьян: Война» — это визуальный ряд. Компьютерная графика и во 2-ой части была классной, но сейчас обезьяны выглядят намного реалистичнее. Особенно это бросается в глаза на крупных планах, где можно рассмотреть каждую морщинку, каждый волосок на (лице морде) приматов. Пейзажи в ленте — красочные, ракурсы — подобраны удачно.

Постановка уже не так радует: плохой баланс сцен. Мэтт Ривз невероятно растягивает драматические сцены и пустые разговоры (в угоду мрачной атмосфере не разбавляет их действом). К тому же львиная доля хронометража отдана новому виду обезьян, а они общаются в основном жестами, поэтому приходится постоянно читать субтитры с примитивной речью. Я думаю, что в какой-то момент сами сценаристы пришли к вышеназванным недочетам, поэтому ввели в повествование «Плохую обезьяну» (Стив Зан) — нелепого персонажа, который пытается сгладить уныние картины, но у него не очень получается.

Что касается экшена, то, как и я писала выше, — он скудный. Одна энергичная боевая сцена в начале и одна под финал. Поставлены они красочно, качественно и с претензией на суровый реализм. Жаль, что культовая научная фантастика про борьбу обезьян, захвативших мир, скатилась в драму про одного Цезаря. Есть цепляющие душу моменты, но, мне кажется, метания главного героя сильно преувеличены: в какой-то момент Цезарь выглядит как пародии на Моисея, который также пытался спасти свой народ?!

С игрой актеров дела обстоят неоднозначно. Несмотря на то, что в кадре постоянно присутствуют цифровые персонажи, созданные при помощи метода motion capture, работа Энди Сёркиса (Цезарь) впечатляет. Графика графикой, но выдающаяся актерская игра видна невооруженным глазом. Привычная же живая игра представлена в лице Вуди Харрельсона, который справляется с ролью Полковника на твердую четверку с плюсом, хотя его персонажа в кадре мало и прописан он в лучших традициях голливудских злодеев — «злой, потому что злой».

В итоге, «Планета обезьян: Война» — это фильм, скорее всего, под настроение. Когда хочется чего-то философского (при этом не заумный артхаус), то боевик про бедствия обезьян и их грустного лидера придется как нельзя кстати. Картину приятно смотреть и сопереживать главным героям. Если же начинаешь думать и вспоминать, где же ты еще видел(а) подобное, то на ум быстро приходит длинный список лент и позаимствованных элементов.

ВАШ ЛАЙК И ПОДПИСКА НЕ БУДУТ ЛИШНИМИ!