13 часов: Тайные солдаты Бенгази

15.05.2018

(2016, США)

- А почему у Ридли Скотта есть "Падение "Черного Ястреба"", а у меня нет? - честно спросил однажды Майкл Бэй самого себя. После чего отыскал подобную историю из недавнего военного прошлого своей страны и тотчас экранизировал ее. За вдвое меньшую сумму, всего за 50 млн.$, зато по хронометражу оба фильма идут буквально ноздря в ноздрю (2 ч. 24 мин. тот и другой).
При всем уважении к Ридли Скотту и его "Падению...", но бэевские "13 часов" мне понравились даже больше. Первый был слишком уж однообразен и в плане декораций, и в плане действия. Тогда как второй и выглядит ярче, и ситуации в нем не повторяются, и саспенс накачивается по всем законам драматургии, и персонажи более колоритные, и все фирменные драйвовые приемчики Бэя смотрятся вполне уместно. Короче говоря, в "13 часах" Бэй не стал молиться на дурацкое клише "снято на основе реальных событий", а сделал правильный акцент на чисто художественной составляющей, почти наверняка многое приукрасив. Да только нам-то какая разница? Все равно мы понятия не имеем, что творилось в сентябре 2012 года в Бенгази, свечку над теми спецназовцами мы не держали и не можем судить, сколько тут правды, а сколько вымысла. И даже если в реальности не было той крутейшей автопогони под ураганным огнем, что является лучшей боевой сценой "13 часов", Бэю все равно надо аплодировать за то, что он ввел ее в фильм. И не только ее, но и другие экшен-элементы, чье правдоподобие вызывает сомнения, но чья зрелищность с лихвой это искупает.

***

В общем, Майкл Бэй как всегда гениален - пошел и снял фильм с небольшим (по своим меркам) бюджетом, который выглядит раза в три дороже. Конечно, после целого десятилетия "трансформеровщины" многие ныне считают Бэя чокнутым на экшене маразматиком, однако это совсем не так. И не столь давние его "Кровью и потом", и "13 часов" являются убедительным доказательством тому, что этот мужик еще не разучился снимать по-настоящему хорошее и крутое кино.

P.S. Похоже, львиную долю денег на фильм отстегнула компания Merсedes. Такой брутальной рекламы ее внедорожников, какая есть в "13 часах", я не видел, пожалуй, со времен "Парка Юрского периода 2", где их жевали тираннозавры.