Беспредел: Последняя глава (2017, Япония)

Эх, досада - все-таки не дожал Такеши Китано заключительную часть своей "kill ’em all"-трилогии о разборках между кланами якудза! Потому что от финалов многосерийных гангстерских киносаг всегда ждешь чего-то особо мощного и убойного, а вот у Китано всё вышло с точностью до наоборот. Первый и второй «Беспределы» обрушивали на голову зрителю такое цунами из жестокости, что на «Беспредел 3» волей-неволей возлагались большие надежды. А он их упс! - и не оправдал. Нет, конечно, сцены насилия в нем тоже есть. Но, во-первых, их почему-то оказалось раза в три меньше, чем в любой из предыдущих серий. И, во-вторых, первые выстрелы начинают греметь лишь во второй половине картины (если не считать расстрел из пистолета плавающей в море рыбы), тогда как раньше Китано столь долгих проволочек с кровопролитием у себя не допускал. Здесь же переговоры и споры между гангстерами затянулись так долго, что даже главному герою Отомо (Такеши Китано) пришлось взять тайм-аут, так как полфильма ему банально нечего делать.
Чем было вызвано странное нежелание Китано вколоть в «Беспредел 3» привычную дозу адреналина? Может быть, Такеши просто надоела эта сага и он закруглял ее через "не хочу", просто для галочки? В принципе, нет ничего удивительного в том, когда 71-летний дедушка устает и творчески, и физически. Тем более, что его Отомо тоже заметно постарел за минувшие восемь лет. И даже очередной шухер он наводит с таким лицом, будто он уже собрался идти пить пиво, а его выгнали с граблями на субботник. Да и сами перестрелки, в которых Такеши всегда знал толк, утратили былой раж наряду со всем остальным. Ладно, хоть другие актеры не халтурят и по-прежнему убедительно корчат рожи одна другой злее. Не уменьшилось и количество дорогих «мерседесов», на которых раскатывают якудза, и в полировке которых живописно отражаются огни ночного Токио.

Как бы то ни было, но даже резко сбавив обороты, Китано выглядит на порядок правдоподобнее и честнее другого «живописца якудза» Мартина Зандвлиета с его фильмом «Аутсайдер» (2018). Последний не придумал ничего лучше, как снять нечто в духе нашей романтической «Бригады», и зачем-то выставил японских гангстеров едва ли не благородными самураями. К счастью, Такеши у себя подобные сопли не разводит. Благородных бандитов в его картине нет, и даже Отомо мстит за убитого «братана» не потому что у него душа жаждет мести, а потому что "перед другими братанами неудобно". А в остальное время и он «беспределит» без зазрения совести: «кидает» и мочит не только конкурентов, но и деловых партнеров, как поодиночке, так и целыми бандами.
В общем, если вам понравились два первых «Беспредела», то финал трилогии вы посмотрите при любом раскладе, пусть даже эта серия выдалась самой неудачной из всех. Ну а все вместе они были и остаются наглядным примером того, как надо снимать правильное гангстерское кино современного уровня. Какие-такие романтизм и благородство, что вообще хотят сказать режиссеры вроде этого Зандвлиета? Неужто сами не слышат, как смешно и глупо звучат эти романтические слова в устах уголовного отребья, чьи жизни и достоинство стоят не дороже засохшего плевка? Что, и правда, не слышат? Ну тогда пусть смотрят «Беспределы» Такеши Китано - он быстро избавит этих режиссеров-«романтиков» от их подростковых заблуждений.