Жанна Д'Арк (1999, Франция)

11.04.2018

Попытка Люка Бессона сразиться на одном поле с Мэлом Гибсоном и его "Храбрым сердцем" потерпела фиаско. В этой кинобитве чумазые шотландские горцы подчистую разгромили благородных французов Карла VII. И пусть технически "Жанна Д'Арк" снята столь же качественно, это не спасло ее от коммерческого провала. Чья причина была сокрыта, полагаю, в ошибочном для блокбастера выборе главного героя. Что обычно надо массовому зрителю? Душещипательная история про трагическую любовь, месть, страдания и дружбу. А откуда этому взяться в истории про религиозную фанатичку, которая весь фильм бьется в истериках, пытаясь удержать съезжающую крышу, и гоняет у себя в голове стаи демонов. Зритель-то шел на "Жанну Д'Арк" в надежде узреть очередную трубадурно-рыцарскую балладу, а ему шибанули по носу философско-политической драмой и откровенно несимпатичной (в психологическом плане) героиней. Само собой, после такого облома зритель высмаркивал из разбитого носа кровь и и грязно ругался.

Тем не менее, в моем личном рейтинге "Жанна Д'Арк" стоит в одном ряду с "Храбрым сердцем", "Гладиатором" и "Царством небесным". Более того, я, как человек, знакомый с историей Инквизиции, считаю этот фильм единственно правильной и логичной экранизацией истории Орлеанской Девы, поскольку Бессон заглянул в самую ее суть. И подал нам Жанну начисто облупленную, без гламура и прочей возвышенно-благородной мишуры, которую навешивали на нее другие экранизаторы. Какая возвышенность, о чем вы? Глуповатая крестьянка, которой с детства отшибли мозги религией, и у которой развилась жестокая англофобия после убийства англичанами ее сестры (не знаю, насколько правдива эта деталь, но это неважно - в то смутное время у французских крестьян хватало причин, чтобы возненавидеть англичан). Неудивительно, что неугомонная кликуша завоевала популярность, ведь суеверный народ всегда любил визгливых пророков и блаженных. Чем и воспользовались французские власти, напялив на народную кумиршу доспехи и отправив ее воодушевлять простых солдат. Сработало! На волне этого воодушевления был достигнут ряд побед, но когда настал черед дипломатических переговоров, наша фанатичка с ее одержимостью мочить англичан в сортирах стала помехой. Которую и устранили руками церкви и англичан, дабы не замарать свои. И никакой мистики с высокими чувствами. Именно такую грязную и подчеркнуто не романтическую историю рассказывает нам Бессон.

Лучшая часть фильма, это, бесспорно, середина. Тут Бессон отрывается по полной пограмме, показывая Столетнюю войну в своем фирменном брутально-ироничном стиле. Но "философские" начало и конец с глюками Жанны тоже хороши, хотя именно они подпортили фильму кассу. Нельзя не упомянуть и о музыке Эрика Серра. Она прекрасно ложится на эти глюки, превращая их в настоящие сюрреалистические полотна.
Актеры... Помимо тех, что заявлены на постере, тут собрана чуть ли не вся "рвань" Парижа 90-х, исключая разве что Рено и Депардье. А 24-летняя Милка Йовович и вовсе просто в ударе. Отыграть на голых нервах 2,5 часа - это настоящий подвиг. Говорят, после съемок она даже лечилась у психиатра, хотя в официальных источниках я такую информацию не встречал.

В общем, если вы сразу настроитесь на мрачно-философский лад, а не на средневеково-роматическую сагу, "Жанна Д'Арк" вам понравится. Ну а зрителям, которые ждут от нее тех же ощущений, что и от "Храброго сердца" или "Гладиатора", лучше к этому кино не прикасаться. Бессон - не Ридли Скотт. Вместо того, чтобы услаждать ваше зрение и слух, он треплет ваши нервы и топчется на ваших религиозных чувствах. Но - с неизменной французской галантностью. Чего-чего, а этого у него не отнять.