Красный воробей (2018, США)

02.05.2018

Ну о́пушки-красные-воробушки, опять двадцать пять! Вместо того, чтобы снимать долгожданный сиквел «Солт» с Анджелиной Джоли, Голливуд упрямо плодит фильмы про других сексапильных шпионок. «Ханна», «Коломбиана», «Нокаут», «Секретный агент», «Взрывная блондинка», «Союзники»... И вот теперь «Красный воробей» - очередная история про крутую девчонку, пашущую не покладая рук и ног на поприще мирового шпионажа. Хотя нет, вру. Местную главную героиню с распространенным в России именем Доминика (Дженифер Лоуренс) крутой вряд ли назовешь. Стрелять она не умеет, дерется тоже плохо (пусть и храбро), да и паркуром не владеет - в бытность ее балериной ей сломали ногу, после чего она и оставила сцену Большого театра. Поэтому Доминика не строит из себя бонд-бабу, а работает старыми проверенными женско-шпионскими методами: соблазнение, обман, шантаж, вымогательство и кидалово. И, надо признать, на фоне вышеперечисленных картин про героинь-рукопашниц «Красный воробей» выглядит... нет, не белой вороной, а очень даже оригинальной и яркой птицей. А всё потому что фильм этот, несмотря на горсть клюковки у него в сюжете, приближен к суровой шпионской действительности. Не вплотную, конечно, а ровно настолько, чтобы не испортить реализмом бурлящую в нем шекспировскую драму.
Да, как и в случае «Солт», нам опять рассказывают историю про «зльобный рюсски КаГэБэ», который, подобно истинному панку, тоже «not dead». Однако все ярые ненавистники клюквы, которые тотчас выхватили ножи и кастеты, могут зачехлить обратно свое оружие. Угомонитесь, ребята. Клюквы здесь не больше, чем в каком-нибудь «Пороке на экспорт» - криминальной драме, где Кроненберг, не мудрствуя лукаво, изобрел свою русскую мафию, вот и всё. В «Красном воробье» примерно то же самое. Да, тут нам показывают не самую аутентичную Москву и современных чекистов. Но никакого фехтования на балалайках и швыряния валенок в пьяных медведей здесь тоже нет в помине. Всё в рамках жизненного реализма, пусть и искусственно срежиссированного. Так же, как спецшкола по подготовке шпионок-соблазнительниц - и что в ней такого уж сказочного, позвольте спросить? Или вы думаете, что курсантам в этих школах только и делают, что читают полит-информации, да учат их красиво губки накрашивать?

Хотя, сознаюсь, при взгляде на фамилии режиссера Лоуренса и актрисы Лоуренс (не родственники), у меня были веские опасения в том, надо ли вообще смотреть это кино. Всё-таки эти же самые Лоуренсы делали сиквел и дабл-триквел «Голодных игр», что, согласитесь, дурная рекомендация, если вы ищите себе на вечер серьезное кино. А тем более шпионское. Но нет, прочь сомненья! Едва мозги этой парочки перестала компостировать «голодно-игривая» авторша Сьюзен Коллинз, так оба Лоуренса вновь превратились из безмозглых тыкв в нормальных человеков. И стали делать абсолютно нормальное интересное кино, а Дженифер вспомнила, что она оскароносная актриса, а не гламурная кукла Барби с луком и стрелами. Поэтому всем тем, кто ценит Лоуренс прежде всего по фильмам «Мой парень - псих» и «Афера по-американски», глядеть «Красного воробья» строго обязательно. Ну а поклонникам «Голодных игр» уже по желанию. Просто боюсь, что заверченная шпионская интрига «Воробья» может оказаться им не по зубам, о чем я их загодя и предупреждаю.
В общем, я рад, что мой почетный список "Относительно Честных Фильмов о Разведке" пусть и медленно, но пополняется. Само собой, что ключевое слово в нём «относительно», ведь ни одна из этих картин не претендует на полную достоверность в деталях и изобилует чисто художественными допущениями. Тем не менее, их объединяет главное: принципы и приемы работы разведывательных служб показаны в них достаточно правдоподобно - в отличие от чистокровных игровых боевиков в духе Борна и Бонда. Так что добро пожаловать в семью, «Красный воробей»! Ты это вполне заслужил, и легкий аромат твоих клюквенных духов тому вовсе не помеха.

P.S. Насчет вышеупомянутого списка. В своем нынешнем виде он выглядит так:
"Шпионские игры" Скотта
"Двойник" Дюгэя
"Ложное искушение" де Ниро
"Мюнхен" Спилберга
"Жизнь других" фон Доннерсмарка
"Совокупность лжи" Скотта
"Расплата" Мэддена
"Шпион, выйди вон" Альфредсона
"Операция "Арго" Аффлека
"Немыслимое" Джордана
"Цель номер один" Бигелоу
"Интернэшнл" Тыквера
"Самый опасный человек" Корбейна
"Профессионал" МакКендри
"Человек с тысячью лиц" Родригеса
"Предатель" Найчманоффа
"Красный воробей" Лоуренса
"В августе 44-го" Пташука (по Богомолову)
"Прямая и явная угроза" Нойса (по Клэнси)
"17 мгновений весны" Лиозновой (по Семенову).