Леон

(1994, Франция)

Даже самые отъявленные скептики вряд ли сомневались, что после такого впечатляющего дебюта Натали Портман светит большое актёрское будущее.
Даже самые отъявленные скептики вряд ли сомневались, что после такого впечатляющего дебюта Натали Портман светит большое актёрское будущее.

Всяк, кто видел "Никиту́" (1990) Люка Бессона, тот не забыл и блистательного Жана Рено в роли чистильщика Викто́ра. Того самого утилизатора трупов и по совместительству тоже киллера, который являлся на подмогу основному киллеру подчищать за ним улики, если тот облажался и наследил. Образ свирепого и хладнокровного, как рептилия, Викто́ра неожиданно выдался настолько ярким, что пока он присутствовал в кадре, глядеть на суетящуюся рядом с ним Никиту было уже не интересно. Одно плохо - экранного времени для Рено было выделено совсем немного. И потому надежды зрителей на то, что этот колоритный мужик будет на подхвате у Никиты до финала, вскоре обламывались.
Само собой, Бессон тоже видел это своё режиссёрское упущение. И тоже корил себя за него, отчего не мог нормально ни кушать, ни спать. Результатом чего и стало появление "Леона" - отдельной истории о крутом киллере (пусть и другом), невозмутимом снаружи, но сентиментальном внутри. И, естественно, играть этого чувака снова позвали Жана Рено, ибо для кого ещё-то сочинялась эта роль?

- Ну что за наезды, Бессон? Да, я сегодня бухаю. И ширяюсь. И курю прямо на съемочной площадке! И посылаю на*уй тех, кто мне это запрещает! Так что отвали!.. Чего-чего?  Камера включена и меня уже снимают? Оба-на! Зашибись, тогда работаем!
- Ну что за наезды, Бессон? Да, я сегодня бухаю. И ширяюсь. И курю прямо на съемочной площадке! И посылаю на*уй тех, кто мне это запрещает! Так что отвали!.. Чего-чего? Камера включена и меня уже снимают? Оба-на! Зашибись, тогда работаем!

Снимали "Леона", однако, по остаточному принципу. Просто в работе над "Пятым элементом" возникла долгая пауза из-за занятости Брюса Уиллиса в других проектах, вот Бессон и решил, дабы съемочная команда не простаивала, забацать в этот промежуток что-нибудь другое. Никто не возражал - все как один напряглись и забацали. Причем, наверное, сами не ожидали, что результат выйдет настолько шедевральным. Даже на нашем Кинопоиске "Леон" до сих пор занимает крутейшее 6-е место в Топ-250, пропустив вперед себя лишь одного "француза" - "1+1" Накаша/Толедано (5-е место). И как так получилось, что он оказался гораздо мощнее "Никиты" и отстрелялся точно в яблочко, поди разберись, хотя удивляться по большому счету здесь нечему. В те времена Люк Бессон находился на пике своей творческой формы и мог совершать режиссёрские подвиги с той же легкостью, с какой в те же самые годы Ван Дамм садился на свой поперечный шпагат.
История нью-йоркского киллера, которую Бессон рассказывает нам под обволакивающую музыку Эрика Серра, не мчится вперед галопом, а движется неторопливо, в раскачку, но в то же время без рассусоливания и пробуксовок. Каждый диалог в её завязке, даже коротенький, всё ярче и чётче прорисовывает образы главных героев. И ещё до того, как Леон возьмет под свою защиту осиротевшую девочку Матильду, всю семью которой убили грязные копы-наркоторговцы, мы будем знать и о ней, и о Леоне так много, как будто сами долго жили с ними по соседству.

- Запомни, Матильда: только не убивай ни женщин и ни детей! - А кинокритиков можно, дядя Лёня? - Этих - сколько угодно. И желательно разрывными пулями. С контрольным выстрелом в голову.
- Запомни, Матильда: только не убивай ни женщин и ни детей! - А кинокритиков можно, дядя Лёня? - Этих - сколько угодно. И желательно разрывными пулями. С контрольным выстрелом в голову.

Ну а когда эта экстравагантная парочка сроднится и начнёт своё выживание в огромном и злобном городе, количество жестких, шокирующих и трогательных сцен здесь начнет и вовсе зашкаливать - только успевай подливать себе коньяк и салютовать бокалом полёту безудержной фантазии автора этой картины.
А вот американцам не повезло - у них "Леон" шёл в безобразно отцензурированном варианте. Причем было вырезано аж 25 минут (!) действительно эффектных, а также эмоционально сильных эпизодов. И когда я впервые добрался до режиссёрской версии фильма (сам Бессон называет её "расширенной" и длится она 133 минуты), то был приятно шокирован тем, как это кино заиграло новыми, ещё более удивительными красками. Воистину, смотреть сегодня его американский вариант - всё равно, что читать толстую интересную книгу, из которой выдрана едва ли не четверть страниц. Так что мотайте на ус - настоящий 100% "Леон" должен идти только два с мелочью часа и никак не меньше.
Что же касательно критики... Ну, лично я качу бочку лишь на ссыклявый спецназ в развязке. Тот, который при всей своей огневой мощи робко мнётся перед дверью квартиры, где засел один-единственный преступник, даром что вооруженный. Прочие же перегибы и недогибы сценария меня уже не коробят и ковыряться в его внутренностях меня совсем не тянет.

- Наконец-то я поймал тебя, вейпер, который "па́рит"  у меня под дверью!  На-ка вот попробуй теперь мой атомайзер. Давай, затягивайся, сейчас только кнопочку нажму и парку поддам.
- Наконец-то я поймал тебя, вейпер, который "па́рит" у меня под дверью! На-ка вот попробуй теперь мой атомайзер. Давай, затягивайся, сейчас только кнопочку нажму и парку поддам.

***

В общем, итог сего обзора ясен и без лишних комментариев, не так ли? А в завершение хочу рассказать ещё одну короткую историю, касающуюся этого фильма. Готов поспорить, многие из вас не в курсе, что в 2011 году режиссёр Оливье Мегатон снял по сценарию Бессона сиквел "Леона" - о повзрослевшей Матильде, которая пошла по стопам своего павшего друга, успевшего научить её азам этой профессии...
Впрочем, не спешите радоваться и открывать шампанское. Да, такое кино действительно существует и называется оно
"Коломбиана". Вот только из-за множества юридических заморочек Бессону, увы, пришлось "отпочковать" его от леоновской истории, переделать сценарий и заменить Матильду на другую головорезку с другим кровавым и трагическим прошлым. Вот почему "Коломбиана" прошла по экранам настолько тихо и незаметно. Хотя, с другой стороны, оно и к лучшему. Всё равно запоздалый сиквел "Леона" при всём старании не переплюнул бы оригинал, да ещё и неприлично смахивал бы фабулой на "Никиту". Ну а так мы имеем то, что имеем, и такой расклад лично меня полностью устраивает.

Ещё один любопытный факт: мало кто знает, что у блондинистой мелкой проститутки из "Леона" и синей певицы-креветки из "Пятого элемента" одно и то же лицо. Лицо Майвенн Ле Беско - второй жены Люка Бессона.
Ещё один любопытный факт: мало кто знает, что у блондинистой мелкой проститутки из "Леона" и синей певицы-креветки из "Пятого элемента" одно и то же лицо. Лицо Майвенн Ле Беско - второй жены Люка Бессона.