Меч короля Артура (2017, США)

11.04.2018

Ну что, все отплевались желчью в последнего Гая Ричи или еще кто-то на шумок подтянется? А вот я участвовать в вашем негигиеничном флешмобе отказываюсь. И из уважения к былым заслугам былого мужа Мадонны, и потому что мне эта его картина в целом понравилась. По крайней мере, она интереснее лубочно-карамельного "Варкрафта", где кроме прикольных орков больше смотреть было не на что. "М.К.А." - нормальное такое темное фэнтези, которому для полного счастья недостает разве что кровищи с драйв-расчлененкой в духе "300 спартанцев". Тем паче, что мы были вправе ожидать нечто подобное от Гая Ричи. Однако, подгоняя свое кино под рейтинг "PG-13", он лишил его здоровой разнузданности и хулиганства, отчего даже благодатная тема борделя, где живет и мужает юный Артур, осталась почти не раскрыта.
Уже с первых кадров, где папаша Артура воюет с мегаэлефантами, оседланными злобными колдунами-пирокинетиками, становится очевидно, что нам покажут 1) далеко не классическую вариацию этой легенды и 2) не приближенную к реализму историю, подобную тем, что сняли Джерри Цукер ("Первый рыцарь", 1995) и Антуан Фукуа ("Король Артур", 2004). Ан нет, "слона-то я и не приметил" - даже ткнутые носом в столь красноречивый намек критики начали брюзжать и об отходе от каноничности легенды, и о недостатке в кино реализма. "Как же могли попасть в древний Лондиниум кунг-фуисты из Китая и откуда у вас тут рыцарь-негр?" - всерьез (!) вопрошали критики, тряся режиссера за грудки. Да, блин, оттуда же, откуда и слоны высотой с небоскреб - из гайричиевой фантазии. И после них меня в его фэнтезийной вселенной уже ничто не удивляло: ни архитектурная гигантомания, ни русалкаракатицы, ни титаноудав, ни друидистика с мистикой и вышеупомянутой кунгфуистикой. Короче, хорошо зашло, и желание пинать авторов по почкам не возникло.
Хотя в двух вещах с критиками соглашусь. Играя в кино сплошь положительных героев, в том числе у Ричи, Джад Лоу в роли здешнего Дьябло сидит явно не на своем троне. И второе - зря оставили за бортом сюжета Мерлина. Без него легенда о короле Артуре выглядит столь же кастрированно, как история Шерлока Холмса без доктора Ватсона.
В общем, не все так плохо, как кажется, и отмытый от желчи критиков "М.К.А." выглядит вполне себе ничего. Зря только Гай Ричи расшаркивался перед широкой аудиторией. Сделай он это кино для взрослых, возможно, даже без монстров и колдовства, но с честным насилием и обнаженкой, ныне ему не пришлось бы уворачиваться от плевков и горевать при взгляде на жидкие кассовые сборы. Однако желание угодить всем, да еще на не паханной им прежде целине, привело к тому, что теперь "М.К.А." будет считаться худшим фильмом Ричи, как бы ни заступались за него я и другие ренегаты-зрители.