Мгла

(2007, США)

Эпичный постер... жаль только, к фильму имеет лишь очень далекое отношение. Кажется, художник рисовал его  с чьих-то слов, а сам ни кино не смотрел, ни оригинальную повесть не читал.
Эпичный постер... жаль только, к фильму имеет лишь очень далекое отношение. Кажется, художник рисовал его с чьих-то слов, а сам ни кино не смотрел, ни оригинальную повесть не читал.

Если судить по нереально заоблачным рейтингам лучших кинолент Фрэнка Дарабонта - "Побег из Шоушенка" и "Зеленая миля" - на IMDb и Кинопоиске, а также кучу их номинаций на Оскары (к несчастью, ни одна не выиграна), то, конечно, этого режиссёра надо признать самым гениальным из всех экранизаторов Стивена Кинга. Однако закавыка в том, что до "Мглы" Дарабонт брался только за те его произведения, которые относились не к хоррорам, а к психологическим драмам; лишь в "Зеленой миле" был элемент мистики, но и то без цели напугать зрителя. И потому, когда Фрэнк обратил свой взор на 100% классического Кинга, лично я был малость растерян. Все-таки у Стивена есть еще много сильных, чисто психологических триллеров, из которых Дарабонт слепил бы такую же конфетку. Но он вдруг рискнул осуществить мечту своей юности снять кино по кинговскому "Туману" и, как сказало бы молодое поколение, "приколоться по ужастику".
Справился ли?

Казалось бы, что они там высматривают, если за окнами не видно не зги. Да уж поверьте, для них это теперь самое захватывающее развлечение из всех, если, конечно, не считать выход наружу.
Казалось бы, что они там высматривают, если за окнами не видно не зги. Да уж поверьте, для них это теперь самое захватывающее развлечение из всех, если, конечно, не считать выход наружу.

То, что картина получилась явно слабее предшественниц, увы, очевидный факт. Ни запредельных рейтингов кинозрительской любви, ни номинаций на Оскары она не снискала. Ладно, хоть в прокате смогла выйти на минимально успешную, троекратную прибыль - какое-никакое, но утешение.
В целом же мы наблюдаем на примере "Мглы" закономерное и, скажем так, контрастное явление: в чём Дарабонт был силён прежде, в том он силён и здесь, а с тем, что было для него в новинку, он справился на очень средненьком уровне.
Иными словами, всё, что касается психологии человека, его поведения в экстремальной ситуации, конфликтов и драматического напряжения, у Фрэнка сделано выше всяких похвал. Неизвестность пугает, страсти и споры кипят, беспомощность людей вызывает сострадание. А тупость и религиозная одержимость некоторых персонажей бесит зрителя так, как будто он сам находится в их забаррикадированном от внешней угрозы магазине и это ему сношают мозг здешние идиоты.
А вот как ужастик "Мгла" показала себя далеко не так интересно. Заметно, что монстров старались нарисовать как можно детальнее, но всё равно, вид огромных насекомообразных (по большей части) и щупальцевых созданий не особо впечатляет. Да, согласен, такими они были описаны и в книге. Однако раз уж Дарабонт без зазрения совести перекроил ее финал, то внешность местных тварей мог бы изменить и подавно. Хотя бы до такой степени, чтобы они выглядели не столь банально - пришельцами из параллельной реальности, а не мутировавшими пауками, мухами, богомолами и муравьями. Да еще и в обличье не самой передовой для 2007 года, цифровой графики.

Что ж, каков туман, такие в нём водятся и "ёжики".  А по стеклу течёт, как вы сами уже догадались, явно не малиновое варенье.
Что ж, каков туман, такие в нём водятся и "ёжики". А по стеклу течёт, как вы сами уже догадались, явно не малиновое варенье.

Кстати, о концовке. Любопытно, что в ней Дарабонт изменил еще одной своей традиции - отказался переносить на экран эту историю "слово в слово", как делал раньше. Здесь Фрэнк поступил храбрее: довёл сюжет не до "туманной" неопределенности, как в книге, а до настоящего высокого трагизма. Такого, что сам Кинг уважительно пожал Фрэнку руку и молвил что-то вроде: "Да, приятель, респект тебе! Я и сам хотел в свое время написать примерно этакое, но вот рука дрогнула и не рискнул". А Дарабонт рискнул. И, как показала практика, удачно.
И всё же, несмотря на красоту такого финала и тот факт, что большинство зрителей тоже признало его шедевром, я позволю себе влить в эту бочку мёда пару ложек дегтя. Или, вернее, деготь туда был налит и без меня, но захлестнутая эмоциями публика и немало критиков не ощутили в экстазе у себя во рту этот мерзкий привкус.
Первая ложка - отвратительная трагическая игра Томаса Джейна. Нет, так-то он мужик талантливый, но такой драматический уровень игры для него слишком недосягаем. Поэтому эмоциональная агония в его исполнении выглядит очень фальшиво. Не верите? Тогда сравните его агонию, например, с агонией Аль Пачино в финале "Крестного отца 3" или агонией Папанова в конце "12 стульев" (фильм Марка Захарова), и вы сразу поймете, насколько бездарно выглядит в аналогичной сцене Джейн.

Для того, чтобы отмахиваться палкой от монстров, у Томаса Джейна таланта хватает с избытком. А вот для игры подлинной трагедии он уже откровенно слабоват, увы. Что, собственно, в конце и доказал.
Для того, чтобы отмахиваться палкой от монстров, у Томаса Джейна таланта хватает с избытком. А вот для игры подлинной трагедии он уже откровенно слабоват, увы. Что, собственно, в конце и доказал.

И вторая ложка дёгтя - очень спорная психологическая достоверность, с которой ведут себя герои в безысходности. Понятно, что они на грани, у них нет еды и воды, и оценивать их действия логикой уже нельзя. И всё-таки эти ребята явно поспешили самоустраниться из "всего этого дерьма". Тем более, что их никто с этим не торопил и они покамест не выглядели вконец изможденными. Иными словами, герои могли бы тупо просидеть в своей машине еще как минимум сутки прежде чем ставить окончательные точки в своих биографиях. Но они взяли и дружно отказались от остатков своей надежды безо всякой на то мотивации - ради одной лишь драматической красивости финала и только.
Такая вот, понимаешь, откровенная недоработочка Дарабонта, уж простите за каламбур.

***

В общем, даже несмотря на то, что "Мгла" не допрыгнула до чемпионской планки "Побега из Шоушенка" и "Зеленой мили", она всё равно является оригинальным и качественным хоррором, где нашлось место и психологичности, и экшену, и кровавому массакру. Тем не менее, по какой-то причине Дарабонт после этой картины завязал с полнометражным кино и с головой нырнул в телесериалы ("Ходячие мертвецы"). Так что увидим ли мы в его исполнении новые экранизации Кинга, пока неизвестно. Хотя, конечно, большинство из нас было бы не против, чего уж там.

Ктулху тоже не забыт! Жаль только, что славить его и кричать "фхтанг!" здесь уже некому.
Ктулху тоже не забыт! Жаль только, что славить его и кричать "фхтанг!" здесь уже некому.