23 991 subscriber

Немыслимое

2,3k full reads
4,4k story viewsUnique page visitors
2,3k read the story to the endThat's 53% of the total page views
2 minutes — average reading time

Работаем по-жесткому. Один из крутейших триллеров 2000-х.

(Unthinkable, 2010, США)

Редко какой современный триллер представляет собой настолько мощный эмоциональный бульдозер - в хорошем смысле слова. Однако создателю "Немыслимого" Грегору Джордану ("Пальцы веером", "Солдаты Буффало", "Банда Келли") это блестяще удалось. Он действительно взрыл муравейник зрительской общественности даже не палкой, а целой оглоблей. Отчего жаркие споры вокруг этой ленты разгораются там и сям даже сегодня, спустя 11 лет после ее выхода на экраны.

- Нео, тук-тук! Ты увяз в Матрице! Ну ничего: и тебя вылечат, и меня вылечат...
- Нео, тук-тук! Ты увяз в Матрице! Ну ничего: и тебя вылечат, и меня вылечат...
- Нео, тук-тук! Ты увяз в Матрице! Ну ничего: и тебя вылечат, и меня вылечат...

А все потому что такие удары под дых зрители-гуманисты и прочие романтики-идеалисты получают редко.
Еще бы: от начала и до конца фильма тут ведется не просто допрос с пристрастием, а целая экзекуция над злодеем Юсуфом (Майкл Шин), заложившем по всей Америке три ядерных заряда с запущенными таймерами. И поскольку время быстро утекает, а Юсуф стоически молчит, приходится использовать против него методы один другого чудовищнее. Ради чего ФБР и вызвало эксперта в таком ремесле Эйча (Сэмюэл Л. Джексон). Мужика безо всяких сантиментов, чей портрет, живи Эйч в Средневековье и будь белым, наверняка висел бы на стенде "Передовики инквизиционного труда".

В то же время зрителей без романтических очков, имеющих хотя бы маломальское представление о реальной шпионской/ контрразведывательной/ контртеррористической работе, вряд ли в "Немыслимом" что-то шокирует.
Когда ставки и правда столь высоки, иначе и быть не может. С теми, кто ставит себя вне всяких законов и готов на всё, никто уже не разговаривает в рамках закона и морали - это не только бессмысленно и неэффективно, но и рискованно. И то, что мы видим здесь, лишь обычная служебная рутина, разве только ситуация форсирована до крайности - в угоду пущего драматизма и саспенса.

Между тем сценарий у фильма неожиданно хорош и оригинален. Избранная злодеем ударная стратегия оказалась весьма эффектной - куда до него обычным "бомбоделам" из других боевиков. И хоть у Юсуфа хромала математика, как оказалось, агенты ее и вовсе успели напрочь позабыть. Забавно: один только Эйч, да и тот не сразу, догадался сопоставить вес украденного плутония с числом изготовленных из него взрывных устройств! И то, когда его это осенило, никому до такой "ерунды" уже не было дела.
Короче, вы поняли: хотите водить за нос ФБР - подбрасывайте ему математические задачки на умножение/деление для 2 класса, ведь агенты "сыплются" на них, как детсадовцы.

- Да, пациент, запустили вы свой кариес... Сестра! Гвоздодёр и "болгарку", будьте добры!
- Да, пациент, запустили вы свой кариес... Сестра! Гвоздодёр и "болгарку", будьте добры!
- Да, пациент, запустили вы свой кариес... Сестра! Гвоздодёр и "болгарку", будьте добры!

Так же будем честны: весь показанный в "Немыслимом" конфликт Эйча и его помощников с прекраснодушной гуманисткой-агентессой Хелен (Кэри-Энн Мосс) раздут буквально из ничего. Просто для создания в сюжете конфликта и всё.
В реальной жизни никто не пустил бы впечатлительную женщину, даром что "силовичку", на такое специфическое действо. Примерно по той же причине, почему родственников покойного не приглашают в морг на его вскрытие - потому что всем от этого будет только хуже.

Вот и здесь зачем-то допустили на жестокое дознание с членовредительством потенциальный детонатор истерики - далеко не хладнокровную Хелен.
На кой черт? В роли "хорошего" дознавателя? Но Ленка не обладает никакими талантами в этом деле - по крайней мере нам этого не покажут. Зато при виде злодейской крови заходится криками и треплет нервы не только себе, но и всем остальным.

Уже после первого припадка этой неврастенички ее хочется взять за шкирку и выпнуть отсюда - и как только у Эйча хватало сил терпеть ее причитания? А уж когда она выдает своё коронное восклицание "Пускай лучше грянет ядерный взрыв, чем мы станем пытать детей террористов, чтобы выбить из их папок правду!" - тут и вовсе хоть стой, хоть падай.
Обалдеть! Слышь, тетя, а ты вообще на чьей стороне воюешь? Уверен, когда это кино смотрели в Моссаде, там все над тобой дружно ухахатывались.

- Простите, мисс, не подскажете, в какой аудитории сейчас лекцию о нравственности и гуманизме читают?
- Простите, мисс, не подскажете, в какой аудитории сейчас лекцию о нравственности и гуманизме читают?
- Простите, мисс, не подскажете, в какой аудитории сейчас лекцию о нравственности и гуманизме читают?

Концовка расширенной версии картины (про оригинальный смазанный финал лучше сразу забыть) тоже не подкачала.
Лично я как чуял, что именно этим всё и обернется. Уж очень настойчиво демонстрировал нам Грегор Джордан вторжение Перегнутого Гуманизма туда, где его не может быть по определению. И где пресловутая "слезинка ребенка" оценивается дороже аж миллионов реальных жизней. В том числе, разумеется, детских, цистерна чьих "слезинок", выходит, не стоит при таком раскладе и ломанного гроша.
Ай да философия у вас, господа воинствующие человеколюбцы!

***

В общем, да будет вам: что тут такого уж немыслимого?
Разве что - бесподобное мастерство Сэмюэля Л. Джексона, сыгравшего в этом фильме одну из самых мощнейших своих ролей. Хотя, глядя на Эйча, есть подозрение, что изначально его роль писалась для Траволты - прямо-таки видишь Джона в этом же экспрессивно-свирепом амплуа.

Впрочем, Джексон достаточно виртуозен, чтобы, если надо, сыграть и Траволту, чего уж там. Неудивительно, что при такой его самоотдаче здесь нет никого, включая главзлодея, кто даже близко сравнился бы по яркости образа с Эйчем.
Ну а в целом - очень дерзкий и выдающийся образец триллерного искусства, чьи поклонники от таких подарков никогда не отказываются.

Трейлер фильма: