Облачный атлас (2012, США)

11.04.2018

"Да ну нафиг, все слишком запутано! "Матрица" была круче!" - примерно так звучали первые отзывы на "Облачный атлас", услышанные мною. Но поскольку нельзя так просто взять и не посмотреть кино от сестробратьев Вачовски, я его посмотрел. И понял, что оно - самый точный фильм в истории кинематографа, по отзывам на который легко определить читающего книги зрителя и не читающего. Потому что читающий, то есть знакомый с литературными стилями и приемами, разберется с шестью последовательными (да-да, не параллельными) сюжетными линиями, выстроит между ними связь и сложит в конце концов всю сюжетную мозаику. Ну а того, кто в последний раз читал книги еще в школе и из-под палки, это кино одарит либо перегревом мозга, либо реакцией отторжения, либо тем и другим сразу. А все потому что в эпоху тотального упрощения искусства Вачовски и примкнувший к ним Том Тыквер ("Беги, Лола, беги!", "Парфюмер") рискнули создать развлекательную картину не для средних умов. При том, что сами по себе ее главы-сюжеты просты. Трудность состоит в их переплетении. Которое, впрочем, лишь поначалу кажется сумбурным, но чем дальше, тем всё больше обретает стройность, логику и красоту. Вот почему надо смотреть "Облачный атлас." не вполглаза и между делом, а собрать свою волю в кулак и выделить себе на это три часа свободного времени
Еще одна замечательная фишка - во всех сюжетах играют одни и те же ключевые актеры. Если в паре историй Том Хэнкс и Холли Берри исполняют ведущие роли, то в паре других они уже на вторых ролях, а в оставшихся и вовсе на заднем плане. То же и с остальными актерами. И в каждом из шести своих образов они работает в разном гриме. Как вам, например, Том Хэнкс, загримированный под быка-уголовника, Холли Берри - под еврейку, интеллигентный британец Хью Грант - под дикаря-каннибала, кореянка Пэ Ду На - под ирландку, а тощий Хьюго Уивинг - под дебелую матрону с шестым размером бюста? Гадать, кто есть кто в этом кино - удовольствие, не надоедающее до самого финала, а Вачовски и Тыквер вас в этом только подзадоривают.

И последний немаловажный нюанс - смотреть "Облачный атлас" надо только в максимальном качестве. Это один из тех фильмов, ради которых не жалко разориться на BD-плеер и большой HD-телевизор, потому что даже в DVD-формате фильм теряет 30-40% своей красоты. Так было с "Аватаром", так было и с "Атласом" - знаю, сравнивал. Его визуальный ряд и саундтрек проработаны до мельчайших деталей и нот, и смотреть эту картину на кухонном телевизоре с бубнящими динамиками, все равно, что любоваться картинами Айвазовского и Левитана, распечатанными принтером на обычной бумаге.
В общем, бесподобно. Да, "Матрица" круче, никто и не спорит. Однако "Облачный атлас" - высшая на сегодня точка развития художественного игрового кино. Масштабное и эстетически отшлифованное кинополотно, которое считает ниже своего достоинства расшаркиваться перед среднестатистическим жевателем попкорна. При том никакого занудства и снобизма здесь нет. Фильм полностью открыт для того, чтобы жеватель попкорна его понял и принял. Разумеется, при условии, что он включит мозги. Увы, но кассовый провал "Облачного атласа" свидетельствует о том, что такой интеллектуальный подвиг оказался далеко не каждому зрителю по плечу.