Пандорум (2009, Германия)

02.05.2018

Фильм, который вроде бы состоит из одних шаблонов космо-фантастических ужасов и боевиков, тем не менее не выглядит откровенно вторичным. А все потому что для своего скромного бюджета он и ладно скроен, и крепко сшит. Вдобавок стержень интриги, на который нанизана эта история, настолько долгий, что почти упирается в финальные титры, чего нельзя сказать о других похожих картинах, чья интрига обычно раскрывается где-нибудь в середине. Тогда почему же забег «Пандорума» по кинотеатрам завершился столь позорным финишем? Видимо, по двум причинам. Прежде всего, из-за невероятно унылых и однообразных декораций, больше похожих на цеха и коридоры заброшенной ТЭЦ или плотины, а не на утробу гигантского звездолета. И вторая причина - германский режиссер Кристиан Альварт отказался брать равнение на голливудские стандарты. И где мог, придал своему фильму типично европейские черты: ага, вот тут добавим арт-хаусности, вот сюда засунем кусок психоделики, а вот здесь поэкспериментируем с художественно-визуальной эстетикой. Зачем? Ну, так Альварту, понимаешь, захотелось. А к чему это может привести, он, к несчастью, не подумал.
И пусть с «европейскостью» Кристиан нигде не перегнул палку, все равно, вшивать в классический костюм все эти экстравагантные лоскуты было не лучшей идеей. Тем более, когда перед глазами у режиссера стоял ярчайший пример таких же неудачных экспериментов - «Чужой 3». Та самая дебютная картина Дэвида Финчера, где тот нагородил похожих огородов и собственноручно угробил картину в американском прокате. Однако если у Финчера имелась страховка в виде раскрученного кинобренда, и в мировом прокате «Чужой 3» наскреб маломальскую прибыль, то у Альварта такого козыря в рукаве не нашлось. И хоть сегодня как правило «Пандорум» в отзывах хвалят, в год его выхода на экраны он не снискал зрительской любви, за что и поплатился.

Наиболее сильной стороной фильма является экшен, которого здесь не так уж и мало. И который тоже контрастирует с «европейскими» закидонами Альварта, поскольку, в отличие от них, Кристиан делает экшен вполне себе голливудского пошиба. Уж не знаю, кому пришла на ум идея сделать местных тварей похожими на исхудавших орков из «Властелина колец», но когда они начинают ловить и убивать героев, выглядит это пугающе и драйвово. Вдобавок монстры обладают завидной силой, быстротой, коварством и живучестью, поэтому драться с ними в открытую столь же трудно, как с Чужими, а огнестрельного оружия у героев нет. Поэтому, когда космо-орки загоняют их в угол, кино радует свирепыми побоищами с честными фонтанами кровищи и разлетающимися окрест кишками. И вот такой режиссер Альварт зрителю гораздо симпатичнее, нежели тот мутный экспериментатор, каким он бывает в спокойные минуты фильма.
В общем, учитывая, что в 21 веке подобные картины снимают редко, «Пандорум» смотрится довольно выигрышно на фоне «Живого», «Сквозь горизонт» и даже последнего «Чужого: Завета». Особенно - в плане жестоких погонь и драк героев с превосходящими силами монстров. Увы, но когда начинаешь вспоминать те сцены, которые тебе здесь не понравились, их список тоже получается немаленьким. Да и чересчур минималистичный антураж не радует глаз, а ведь герои проводят в нём 95% времени. Но как бы то ни было, развязка у "Пандорума" выдалась неожиданной и красивой, так что режиссера Альварта будет все же справедливее похвалить, нежели швырять в него помёт космических орков.