Переговорщик (США, 1998)

Когда реальные спецслужбы обвиняют создателей игрового фильма про спецслужбы в том, что те разгласили какие-то там секреты - это верный признак, что кино стоящее. Так было недавно с "Целью номер один" Бигелоу, так было в свое время с "Переговорщиком" Ф. Гэри Грэя, в режиссерской карьере которого этот фильм, бесспорно, самый лучший.
Прежде всего "П" очаровывает своим экстравагантно-уникальным сюжетом. Крутого спеца по переговорам с берущими заложников преступниками Роумэна (Сэмюэл Л. Джексон) обвиняют в убийстве, которое он не совершал. И теперь, чтобы докопаться до правды, Роумэн вынужден сам взять заложников. Разумеется, для переговоров с ним приглашают другого матерого спеца Сэбиана (Кевин Спейси), после чего эти двое начинают свирепую интеллектуальную дуэль, стараясь и переиграть друг друга, и выяснить истину, ибо шитое Роумэну дело действительно выглядит тухлым. Да, боевых сцен в фильме немного. Однако болтология спецов снята не менее захватывающе, чем стрельба и погони. Блеф, запудривание мозгов, давление на психику, виртуозный троллинг, подставы и взятие на понт поданы здесь в весьма динамичном ключе. Сцены, где Роумэн одной болтовней доводит людей до нервных срывов, просто шедевральны. Воистину, слова в устах такого профессионального болтуна являют собой грозное оружие, способное убить в буквальном смысле. По ходу просмотра вы не раз спросите себя, а устояла бы ваша психика в схватке с таким умелым манипулятором, и вряд ли дадите на этот вопрос однозначный ответ.

"П" - триллер, практически не имевший аналогов. Это уже потом будут и "Телефонная будка", и "Немыслимое", и другие "камерные" триллеры, снятые по похожему рецепту. И хотя при повторном просмотре фильма интриги в нем уже нет, я смотрел это кино раз десять - исключительно из-за мощного актерского дуэта Л. Джексон / Спейси.
Единственное, что подкачало, это финальный кульбит. Не знаю, нарочно этот прием заимствовали у Люка Бессона, или всё вышло случайно, но для видевших тот бессоновский фильм зрителей сходство слишком уж очевидно. Впрочем, на фоне шквала достоинств "П" это недоразумение выглядит ничтожным. И не портит впечатление от картины, как те пятна на солнце, которые не мешают вам греться в его лучах и загорать на пляже.
В общем, кино о мастерах своего ремесла, снятое мастером и с мастерами в главных ролях. Дилеммы "смотреть или не смотреть" тут нет. Конечно, смотреть! Хотя бы ради того, чтобы разбить у себя в голове стереотип, что "все голливудские боевики - тупые". К счастью, это не так, и неопровержимое свидетельство этому прямо перед вами.