Пёс-призрак: Путь самурая (1999, США)

Рекомендовать фильмы Джима Джармуша тому, кто еще не видел его фильмов - дело неблагодарное. Почти наверняка этот человек будет разочарован, а то и вовсе покрутит в ваш адрес пальцем у виска. К Джармушу всяк должен приходить сам и своим умом, как к какой-нибудь философии или религии. И лишь в одном случае у вас сложится о его картинах правильное мнение - когда вы будете глядеть их, как абсолютно незнакомые, по принципу "tabula rasa". Ибо таков чудак-Джармуш. Он не даст вам то, что вы хотите от него получить, зато готов преподнести приятный сюрприз, когда вы от него ничего не ждете.

"Пес-призрак" - из той же оперы, разве что из всех виденных мною картин Джармуша эта, пожалуй, самая оголливуженная. В хорошем смысле слова. В ней есть внятный криминально-драматический сюжет, пусть скромные, но интересные боевые сцены, забавные ситуации, хлесткие диалоги и черный юмор, который порой даже уделывает тарантиновский. И все это залакировано отличной фоновой музыкой - уж на что я терпеть не могу всякий хип-хоп, но здесь он, надо признать, красив и уместен. Однако при всем при этом "Пес-призрак" - не художественное кино в общепринятом его понимании. Это, скорее, авангардный эксперимент, где замешаны аж три разные кинокультуры - прямолинейно-напористая американская, прогрессивно-интеллигентная европейская и изящно-философская японская. Правда, стыки между ними порой выглядят грубовато, да к тому же Джармуш многое не договаривает (к примеру, осталось за кадром, с чего это вдруг негр из Гарлема стал самураефилом и наемным убийцей). Но это нормально. Как в любом эксперименте, в этом тоже было много проб и ошибок, которые являются частью лабораторно-исследовательской работы, а вовсе не халтурным отношением к ней.

Также, по-моему, Пес-призрак - лучшая роль Фореста Уитакера за всю его карьеру. Благодаря его уникальной харизме получился крайне экстраординарный типаж с особым характером и судьбой. Представить иного актера в этой роли сегодня абсолютно нереально.
В общем, как сказано выше: рекомендовать кому-либо фильмы Джармуша я наотрез отказываюсь. Смотреть их или не смотреть - это ваш личный и осознанный "путь самурая". Sayonara!
P.S. И опять надо признать, что озвучка Гоблина здесь - самая жесткая, яркая и аутентичная. В сравнении с тем цензурно-унылым дубляжом, в котором "Пса-призрака" показывали когда-то по телевизору, гоблинский вариант рулит однозначно.