Редкая порода

(A Breed Apart, 1984, США)

Знакомьтесь: местный друг животных и птиц по имени Джим. А в руках у него простой и эффективный инструмент для дизлайков браконьерам и прочим обидчикам фауны.
Знакомьтесь: местный друг животных и птиц по имени Джим. А в руках у него простой и эффективный инструмент для дизлайков браконьерам и прочим обидчикам фауны.

Один из тех редких забугорных фильмов, который я посмотрел в Эпоху Видеосалонов... в кинотеатре. Случилось это во второй половине 80-х, когда кинопрокат СССР, теряя прибыль, уже не брезговал закупать современные голливудские боевики, которые вписывались в идеологические рамки государства, строящего социализм. То есть если, например, в картине демонстрировался в негативном ключе весь цвет пороков капиталистического общества, с которыми вели борьбу честные и желательно небогатые герои, то у такого фильма были шансы перелететь через Железный занавес не только в формате VHS, но и на бобинах с кинопленкой.
"Редкая порода" в культурную политику Советского Союза вписалась бы и вовсе идеально, но ей подпортила карму парочка откровенных эротических сцен. Впрочем с этой тлетворной буржуазной заразой наши кинопрокатчики давным-давно научились бороться с помощью ножниц и клея. Поэтому советский зритель так и не увидел на большом экране обнаженные груди и попы Кэтлин Тёрнер и Джейн Бентцен. Чего нельзя сказать про завсегдатаев видеосалонов, где это кино тоже крутили и явно не в урезанном виде.

Прежде чем навсегда прописаться в ролях солидных людей в галстуках, Пауэрс Бут тоже успел в молодости вдоволь покувыркаться на экране.
Прежде чем навсегда прописаться в ролях солидных людей в галстуках, Пауэрс Бут тоже успел в молодости вдоволь покувыркаться на экране.

Надо бы уточнить, что к боевикам "Редкая порода" относится ровно настолько, насколько относится к ним, например, "Некуда бежать" с Ван Даммом. Иными словами, боевые сцены в них есть, и в неплохой постановке. Но по большей части они - это всё-таки мелодрамы, так что всяк пришедший к ним за экшеном, рискует быть в итоге крепко обломанным. Хотя, в защиту "Редкой породы" замечу, что в отличие от банального сюжета "Некуда бежать", её история радует куда большей уникальностью и колоритной натурой, на фоне которой она снята.
Как я и говорил, если бы буржуазные пороки не бичевались в этом кино наотмашь, мы никогда бы не увидели Рутгера Хауэра с арбалетом на советских киноафишах. Главный жупел "Редкой породы" - это, надо полагать, безудержная капиталистическая алчность. Именно она заставила одного мерзавца-миллионера, коллекционера редких птичьих яиц, нанять за грязные 200 тысяч долларов другого мерзавца, скалолаза Майка (Пауэрс Бут), чтобы тот достал ему яйца редчайшего белоголового орла. После чего орлам, разумеется, предстояло вымереть, но разве гнусного капиталиста-яйцефила это колышет?

Втираться в доверие к тиграм, зебрам и барсукам не так-то легко, как вам, небось, кажется.
Втираться в доверие к тиграм, зебрам и барсукам не так-то легко, как вам, небось, кажется.

Мерзавца Майка глупые пернатые тоже не волновали. Куда больше его беспокоило то, что нужная ему гора с орлиным гнездом торчала на озерном острове, где жил некий шизик... извините - хороший парень Джим (Рутгер Хауэр). Ветеран Вьетнама, он слегка помешался на охране дикой природы и устроил у себя острове маленький заповедник, пусть даже в лесники его никто не назначал, да и членского билета "Гринпис" у него не было. Что, однако, не мешало Джиму тренироваться в травматической стрельбе из арбалета по мерзавцам-браконьерам, а потом всячески издеваться над ними и портить им лодки.
Аккурат в период очередного обострения их войнушки Майк и прибыл на берег того озера. Где коварно выдал себя за орнитолога и познакомился со Стеллой (Кэтлин Тёрнер), хорошей матерью-одиночкой и владелицей прибрежного магазинчика, по уши влюбленной в отшельника Джима. Правда, непонятно, с чего бы вдруг - видимо, просто потому что он тоже был хорошим в мире плохого буржуазного чистогана. А вскоре Майк познакомился и с самим Джимом. После чего тоже немножечко "похорошел", так как помог ему надавать по щам напавшим на него браконьерам. Это позволило охотнику за яйцами втереться к нему в доверие и разбить палатку на джимовом острове без опаски заполучить в задницу арбалетную стрелу.

Познакомься я с этим кино в год его выхода на экраны, оно, конечно, понравилось бы мне гораздо больше. Но для уже испорченного видеосалонами, школьника конца 80-х в "Редкой породе" было до обидного мало боевых сцен.
Познакомься я с этим кино в год его выхода на экраны, оно, конечно, понравилось бы мне гораздо больше. Но для уже испорченного видеосалонами, школьника конца 80-х в "Редкой породе" было до обидного мало боевых сцен.

Дальнейшие события тоже развиваются интересно, поскольку капиталистическая мерзавчатость Майка на войне с браконьерами и от общения с хорошими людьми начинает давать предательские трещины. Что и создает крепкую интригу, схватится в итоге Майк за те бесценные яйца или всё-таки не станет обижать гордых птиц и своих новых добрых знакомых. И хоть финал в таких боевых мелодрамах всегда предсказуем, тем не менее на пути к нему случится ещё много чего любопытного. Включая, естественно, и ту самую эротику, которую вырезали из прокатной советской версии фильма.

***

В общем, буду честен: я садился пересматривать "Редкую породу" с изрядной опаской. Просто существовала немалая вероятность, что это кино устарело и морально, и технически. К счастью, оба опасения не подтвердились - и по нынешним меркам оно выглядит очень даже достойно и зрелищно. Так что если желаете увидеть ещё не растолстевших Хауэра и Бута в уникальных ролях, а также бомбическую Кэтлин Тёрнер на пике своей сексапильности - ни в чём себе не отказывайте. Тем более, что в Интернете "Редкая порода" совсем не редкость, да к тому же, будучи оцифрованной, она доступна сегодня в отличном "блю-рейном" качестве.

Трейлер фильма: