Служители закона (1998, США)

Несмотря на пафосное название и такого же пафосного маршала на постере (Томми Ли Джонс), в самой картине и близко не пахнет надрывно-героическим пафосом. Скорее, наоборот, для фильма двадцатилетней давности она показывает забористый драйв и много здорового полицейского цинизма. Да и со всем остальным у неё полный порядок. Разве что лирика присутствует лишь символически, в виде набросков, ну так она здесь и даром не нужна. Точнее говоря, лирики в «Служителях закона» ровно столько, сколько было ее в первой серии о матером ловце беглых преступников Сэме Джерарде - «Беглеце» (1993). И хоть вторую серию о нем доверили снимать уже другому режиссеру, Стюарту Бейрду, этот мужик поступил по-честному: старательно подогнал свою работу под картину Дэвиса. Отчего обе они смотрятся теперь как два больших и дорогостоящих эпизода одного киносериала. Что есть и правильно, и логично, причем второй эпизод еще и подороже первого вышел.
И тем не менее официально «Служители закона» не являются сиквелом «Беглеца», поскольку объединяет их лишь Джерард и его команда. А истории и главные герои-беглецы в них уже совершенно разные. Причем во втором фильме охотники работают в гораздо более опасном и резком темпе, ведь теперь от них удирает не безобидный неуклюжий кардиохирург, а настоящий ас военной разведки (Уэсли Снайпс), у которого с физической и стрелковой подготовкой дела обстоят гораздо лучше. Разведчика этого, естественно, тоже подставили и обвинили в преступлении, которое он не совершал. И Сэм Джерард со своим тонким охотничьим чутьем опять подозревает: ага, в этом деле тоже явно что-то нечисто. Тем более, что помогающее ему ЦРУ зачем-то из кожи вон лезет, стараясь, чтобы беглец был пойман мертвым, а не живым. Очень похоже на то, что подлые цэрэушники всего-навсего используют маршалов в качестве своих собак-ищеек, а гордый Сэм страсть как ненавидит быть на побегушках у нехороших парней.

Если за роль Джерарда-1 Томми Ли Джонс умудрился отхватить «Оскар», то за роль Джерарда-2 ему уже не перепало никаких наград. И это очень досадно, ведь в «Служителях закона» он играет ничуть ни хуже, чем в «Беглеце». Да и вообще подобные роли крутых ироничных циников - коронное амплуа Джонса во все времена. А вот с объектом маршальской охоты фильму не повезло. Насколько замечательно Уэсли Снайпс бегает, дерется и стреляет, настолько же отвратительно он выпучивает глаза и морщит лоб там, где ему надо поднапрячься, как актеру. И в этом он подчистую проигрывает Харрисону Форду из «Беглеца». Но, к счастью, боевых сцен у Снайпса здесь намного больше, чем спокойных, поэтому ругать его по большому счету тоже не за что.
В общем, тот редкий случай, когда продолжение гениальной картины почти ничем ей не уступает. А их непрямая связь друг с другом позволяет глядеть «Служителей закона» как самостоятельное кино, без оглядки на «Беглеца». И всё же мой вам дружеский совет: лучше, конечно, так не делать, а пойти и ознакомиться с обоими. Ну или пойти и пересмотреть их, если вы с ними уже знакомы. Потому что два отличных фильма про одного и того же героя всяко-разно лучше, чем один, тем более, что сняты они на одинаково высоком техническом уровне и изобилуют трюками.