Тренировочный день (2001, США)

Это первый успешный фильм Антуана Фукуа и второй "Оскар" Дензела Вашингтона (Лучшая мужская роль - 2002). Стопудовый шедевр криминального кино, опередивший на год своего духовного последователя, столь же мощный и кровопролитный сериал "Щит". И пусть сегодня столь откровенными фильмами о грязных копах никого не удивишь, в начале 2000-х это была еще экзотика, способная вогнать излишне впечатлительного зрителя в шок.
Замечу, что в "Тренировочном дне" Фукуа не ставит перед собой цель показать во всех красках житье-бытье американских маргиналов. Вся их жизнь идет здесь лишь фоном. Данная картина прежде всего триллер, во вторую экшен и только в третью - драма, да и то символическая. При всей выразительности героя Алонзо (Вашингтон), его нельзя назвать драматической фигурой, ведь он ни разу не испытывает угрызений совести. Алонзо творит беззаконие, будучи уверенным в своей правоте, а на остальных, даже на своего сына, ему начхать. Единственный, кто здесь испытывает моральные терзания, этоего молодой напарник Хойт (Итан Хоук). Он впервые столкнулся с махровым полицейским беспределом, и его от этого с непривычки немало корежит. Но реакция Хойта вполне естественна и каких-либо моральных подвигов он тоже не совершает. Просто барахтается, пытаясь не утонуть в той грязи, куда он по своей наивности окунулся. Иными словами, если хотите узреть надрывную психодраму, ищите ее в другом месте. А "Тренировочный день" снят с целью пощекотать ваши нервы, и с этой задачей он успешно справляется.

Весь местный сюжет, это покатушки с места на место в течение одного служебного дня Алонзо и Хойта. Просто ездят чуваки по району, заезжают проведать тех или иных гнусных типов, трясут наркош, базарят за жизнь, Алонзо прикалывается над Хойтом, троллит его и всё такое. В это трудно поверить, но иногда они даже выполняют свои непосредственные обязанности, что в их случае выглядит удивительно. Ничего, казалось бы, особенного. Однако как виртуозно при этом, узелок за узелком, запутывается интрига! Которая к вечеру этого суматошного дня достигает адреналиновой кульминации, а затем переходит в термоядерную развязку. И все это базируется на выдающейся игре Вашингтона и Хоука. Даже когда они просто едут в машине и болтают, снято это так, что драйв не снижается ни на градус. Немудрено, что именно "Тренировочный день" открыл для Фукуа путь в большое кино. С таким по-настоящему крутым билетом туда входить было не стыдно.
В общем, таков он, оскароносный жесткач о грязном копе в грязном районе. И пусть здесь нет фонтанов кровищи, гор расчлененных трупов и масштабных перестрелок, зато с лихвой хватает иных художественных достоинств. В высшей степени мастерское кино, ныне уже классика жанра.