Три могилы (2005, США)

11.04.2018

"Три могилы" - хрестоматийный любимчик кинокритиков, даром что был снят на бездуховной Голливудщине ударившимся в режиссуру Томми Ли Джонсом. Который не устоял перед искушением отдать главную роль самому себе, хотя в его случае это, разумеется, не минус, а толстый плюс.
Многие называют эту картину вестерном, что не совсем верно. Да, здесь есть ковбои и пустыни Техаса, и что с того? Ковбои в фильме - обычные фермеры, у которых рычащие многолитровыми движками "субурбаны" давно пришли на смену чахлой ковбойской лошадке. Да и нынешний Техас совсем не тот, что полтора века назад. "Три могилы" - стопроцентная бытовая драма о преступлении и наказании, правда, с крайне нетипичным конфликтом и столь же нетипичным способом его разрешения. А завязка тут настолько хороша, что прям язык чешется ее пересказать.
Так вот, значит, пас однажды некий мексиканский эмигрант-нелегал в Техасе козочек... Нет-нет, он не сутенерствовал. Этот человек со странным именем Мелькиадес Эстрада пас коз в буквальном смысле, работая у местного скотовода Перкинса (Томми Ли Джонс). С козами у Мелькиадеса проблем не было, а вот со жрущими их койотами были. И один такой койот попался на глаза Эстраде в то злополучное утро. Но Техас, это вам не Нью-Йорк, где у койота-преступника наверняка имелись бы гражданские права. В Техасе с мелкими противными козоедами разговор короткий. И пусть Мелькиадес тоже работал здесь незаконно, он все же воспользовался священным правом на оборону коз своего работодателя, достал винтовку и начал шмалять по койоту. Ну а койот не будь дураком, начал от пуль Эстрады уворачиваться. Но это зверушку все равно не спасло. Как не спасло и Мелькиадеса, о чем тот узнал уже через несколько секунд.

А дальше пошло самое интересное. На другой стороне пастбища сидел в кустиках простой техасский пограничник Нортон (Барри Пеппер). И сидел не по долгу службы. А зачем? Ответ вроде бы напрашивается сам собой, но и он неверен. На самом деле Нортон съехал с дороги, чтобы в тишине и одиночестве полистать порножурнальчик и немного, так сказать, "погонять лысого". Почему бы и нет, ведь занимаясь этим, Нортон не прекращал стеречь рубежи родного штата. И все бы ничего, но едва он спустил штаны и приступил к делу, как вдруг окрест разыгрался чистый экстрим: засвистели и защелкали по камням пули! Вот только наш погранец не был экстремалом и не смог читать порножурнальчик в столь нервозной обстановке. Отбросив его, Нортон схватил свой винтарь, поймал в прицел стреляющего в его сторону мексиканца и своими меткими выстрелами уложил его наповал. А потом, смекнул, что напортачил, убив пастуха, впал в истерику, струхнул и закопал труп в пустыне.
В итоге покойника все-таки нашли. Но дело решили спустить на тормозах, ибо кто такой был этот Мелькиадес? Да никто - нелегал, голь перекатная! Что, однако, оскорбило скотовода Перкинса, который дружил с Эстрадой и даже катался с ним на выходных по девкам. Короче говоря, Перкинс Нортона категорически не простил. И отомстил ему крайне экстравагантной и поучительной местью, достойной пера самого Федора Михалыча Достоевского.
Хотите знать, что случилось дальше - глядите "Три могилы". Только напоминаю, что несмотря на нелепую завязку, сам фильм довольно серьезен. Не ждите от него зубодробительного экшена. Продолжение истории, это долгое путешествие Перкинса и Нортона через техасские и мексиканские пустоши в компании с гниющим трупом, которого Перкинс решил похоронить у него на родине. Само собой, что финал у этой истории тоже с сюрпризом и тоже искрит ядреной достоевщиной.
В общем, мрачное, глубокое и исполненное трагизма кино с интересными сюжетными подвывертами. Далеко не каждый зритель высидит его до конца, но поклонники по-настоящему жестких и философских, а не артхаусно-выпендрежных драм будут в восторге.