"Веселые" каникулы

15.05.2018

(2011, США)

Странно, почему я до сих пор не писал об этом фильме - одном из лучших иронично-криминальных боевиков 21 века, снятым режиссером-дебютантом Адрианом Грюнбергом по собственному же сценарию. Да еще с самим Мэлом Гибсоном в главной роли. Разве что с русским названием "Веселым" каникулам" традиционно не подфартило. Более дурацкого и неподходящего названия для "Get the Gringo» - картины об американо-мексиканских уголовниках, - придумать было сложно. Видимо, наши прокатчики растерялись при виде того, сколько смысловых значений в английском языке имеет глагол "get" и не поняли, что же все-таки делают зеки с Гринго в этом фильме.
А делают они с ним всё, что только могут делать с человеком в тюряге общего режима (даже слишком "общего", судя по здешним порядкам). Ну, кроме разве что изнасилования в душевой, поскольку эту тему Грюнберг деликатно обошел стороной. Впрочем, когда Гринго чуток пообвык среди местного уголовного отребья, то есть где-то на пятнадцатой минуте фильма, он без лишних сантиментов начинает мутить свои аферы и подставы. Всё, что угодно, лишь бы удрать из этого гадюшника на волю. И делает Гринго это с задоринкой и огоньком, включая уже настоящий огонь и пиротехнику. А как иначе? Не зря ведь на эту роль позвали такого чувака, как Гибсон. Который сыграл в «Каникулах», без балды, свою лучшую роль в 21 веке, с чем после просмотра этого кино любой безоговорочно согласится.

Скажу больше, "Каникулы" можно даже считать неофициальным сиквелом другого криминального боевика с Гибсоном - "Расплаты" (1999). Потому что в них не только действуют главные герои, схожие, как две капли воды, привычками, умом и характерами (разве что здесь Портер постарел на 10 лет), но и в обоих фильмах звучит один и тот же закадровый голос, со стёбом комментирующий происходящее на экране. Честное слово, эти два фильма можно глядеть друг за другом, и многие будут уверены, что это двухсерийное кино об одном и том же обаятельном и хитром проходимце.

***

В общем, несмотря на то, что Грюнберг не снял до «Каникул» ни одного фильма, ни даже короткометражки, по его мастерскому почерку этого точно не скажешь. И все это счастье приправлено жгучим соусом из черного юмора, отборной мексиканской музыки и убойной игры Гибсона. Прямо настоящий чили-перец среди гангстерских картин такого рода.