Каннская классика: «Я встречал счастливых цыган», снова и навсегда

Кадр из фильма «Скупщики перьев» («Я встречал счастливых цыган»)
Кадр из фильма «Скупщики перьев» («Я встречал счастливых цыган»)

Перевод статьи сербского кинокритика Зорана Янковича о юбилейном показе фильма «Скупщики перьев» на Каннском кинофестивале в 2017 году. В тексте автор использует название «Я встречал счастливых цыган», под которым фильм «Скупщики перьев» шел в европейском прокате.

В программу «Каннская классика» в мае этого года вошел легендарный фильм писателя и режиссера Александра Петровича «Я встречал счастливых цыган», который впервые был показан 50 лет назад в Каннах, где завоевал Гран-при.

Читайте также: 15 фильмов программы «Каннская классика» в 2019

- Часть 1. Культовая классика от неореализма к магическому реализму и фантасмагории
-- Часть 2. Война, Грузия, сюрреализм и первое аниме в истории
--- Часть 3. Документальное кино про кино и отреставрированные детективы

«Я встречал счастливых цыган» — первый сербский фильм в официальной программе «Каннская классика» самого знаменитого кинофестиваля в мире. Фильм покажут 24 мая в зале «Бунюэль» в 21:30. На вечере будет присутствовать Оливера Катарина, чье прибытие на Каннский кинофестиваль организовано Киноцентром Сербии.

Оливера Катарина и Велимир «Бата» Живоинович в фильме «Скупщики перьев» («Я встречал счастливых цыган»)
Оливера Катарина и Велимир «Бата» Живоинович в фильме «Скупщики перьев» («Я встречал счастливых цыган»)

Программа «Каннская классика» этого года состоит из 16 фильмов, снятых между 1946 и 1992 годами. Также в списке «Фотоувеличение», «Весь этот джаз», «Империя чувств», «Битва на рельсах» и др. По такому случаю Югославская синематека подготовила новую отреставрированную копию фильма, ведь это первый сербский фильм в программе «Каннская классика».

Александр Петрович
Александр Петрович

Как и многие сербские и югославские режиссеры того времени, Александр Петрович учился в престижной киношколе FAMU в Праге. Он пришел в игровое кино после длинной череды, в основном, короткометражных документальных фильмов. После интересной, но скучной военной драмы «Единственный выход», снятой вместе с Вико Распором, Петрович поразил мир кино своей мастерски сделанной интимно-интеллектуальной мелодрамой «Двое», показанной в 1962 на Каннском кинофестивале. Нечто похожее было и в столь же успешном фильме «Дни» (1963), но совершенно другая поэтика - в фильме «Три», героическом антивоенном киноальманахе (1965) по рассказам признанного писателя Антония Исаковича.

Румынский постер к фильму «Скупщики перьев» («Я встречал счастливых цыган»)
Румынский постер к фильму «Скупщики перьев» («Я встречал счастливых цыган»)

После картины «Я встречал счастливых цыган» Петрович вернулся к похожему «воображариуму» в фильме «Скоро будет конец света» (1968). Потом он поставил перед собой амбициозную задачу по созданию панъевропейской адаптации классического романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, а также по завершению франко-немецкого совместного производства по книге Генриха Бёлля «Групповой портрет с дамой» (1977) с Роми Шнайдер в главной роли.

Роми Шнайдер в фильме «Групповой портрет с дамой»
Роми Шнайдер в фильме «Групповой портрет с дамой»

Позже он бескомпромиссно посвятил свою карьеру очень рискованной и сложной экранизации трилогии «Переселение» Милоша Црнянского. Проект не был завершен в том объеме и в том стиле, которые предполагал этот искусный кинематографист, до его смерти в 1994 году.

Фильм «Я встречал счастливых цыган» прекрасно вписывается в сербскую и югославскую «черную волну» - тенденцию, почти революцию, инициированную молодыми кинорежиссерами того времени, которые работали в абсолютно разных обстоятельствах (Живоин Павлович, Душан Макавеев, Желимир Жилник, Воислав «Кокан» Раконьяц, Любиша Козомара, Гордан Михич…). Более того, фильм «Я встречал счастливых цыган» имел огромный коммерческий успех в Сербии и Югославии и оказался программным фильмом, что очевидно в работах режиссеров последующих десятилетий. Каждый из них по-своему рассказывал о жизни и обычаях цыганского сообщества, значительно маргинализированного до тех пор, пока картина «Я встречал счастливых цыган» не ворвалась на экраны: это фильмы «Время цыган» Эмира Кустурицы, «Ангел-хранитель» Горана Паскалевича и «Буча в Гуче» Душана Милича.

Кадр из фильма «Скупщики перьев» («Я встречал счастливых цыган»)
Кадр из фильма «Скупщики перьев» («Я встречал счастливых цыган»)

Отреставрированная по случаю юбилея лента «Я встречал счастливых цыган» - это, несомненно, серьезный вызов для зрителя и исключительный аргумент в пользу еще одного просмотра. А для тех, кто родился немного позже и не торопился становиться кинолюбителем, - это первое соприкосновение с лучшей стороной сербского и югославского кинематографического наследия.

Сербский кинокритик Зоран Янкович, 24 мая 2017, для журнала Киноцентра Сербии

Дополнительно о балканском кино:

Не Кустурицей единым: смотрим поэтичный фильм югославского режиссера А. Петровича «Скупщики перьев»

Что общего у Дэвида Боуи, Исаака Бабеля и Югославии?

10 великих балканских фильмов по версии Британского киноинститута

--------------------

  • подписывайтесь на канал в Дзене
  • ищите странички «Киноа» в соцсетях: Facebook и ВКонтакте
  • читайте наши статьи на платформе syg.ma и в ЖЖ
  • смотрите кино из нашего списка на сервисе MUBI