Видно, в понедельник их мама родила: Ларс фон Триер, который построил дом

20 May 2019
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Новую рубрику начнем с последнего фильма Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». «Последний фильм Ларса фон Триера» - звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. Думаю, Триер еще не раз порадует критиков и фанатов (к сожалению, часто это одно и то же) плодами своего нездорового извращенного воображения.

Казалось бы, кино и архитектура никогда еще не были так близки, как в его последнем на сегодня фильме «Дом, который построил Джек»: за чертежным столом сидит инженер Джек (Мэтт Диллон), рассуждает о готике, ровнехонько раскладывает карандаши, мнит себя архитектором и собирается построить дом. (Страшную пропасть между архитектором и инженером в голове у Триера оставлю без комментария.)

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Правда, вместо воплощения макета в жизнь он то и дело кого-то убивает, а потом отвозит в холодильник и фотографирует, точно скандальный фотограф-провокатор Джоэл-Питер Уиткин. А между делом общается с внутренним голосом, он же совесть, он же Вергилий, он же актер Бруно Ганц в костюме пастора, который отведет Джека прямиком в ад.

У Ларса фон Триера такая история, очевидно, вызывает только приятные эмоции, поэтому сцены убийств он старается растянуть максимально, - это он вроде как делится с нами своим удовольствием. Другое дело, что не каждый зритель понимает его специфический юмор, - на это условный Антон Долин вам скажет, что кино это не для всех, Триер гений, а вы тупица и ничего не смыслите. Что делать, остается заткнуться и смотреть дальше.

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

За два с половиной часа Ларс фон Триер – правильнее, наверное, говорить «его герой», хотя это два абсолютно равноценных персонажа: оба любят Гитлера, ненавидят детей и женщин (а с ними и весь мир), претендуют на вселенский разум и роль Всевышнего – предстает в образе философа, историка, искусствоведа, поэта, эстета и много кого еще.

«Дом, который построил Джек» - это студенческое упражнение в занимательной культурологии в стиле «с миру по нитке» и «галопом по Европам». Словно первокурсник, которому нужно сдать зачет, Триер хватает по верхам, упоминая самое известное и популярное: нужна готика – вот Нотр-Дам, дешевая мистика – вот Уильям Блейк, если духовность – то Тарковский, если нужен чудаковатый пианист – на этот случай есть Гленн Гульд.

Занимательная готика. Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Занимательная готика. Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Режиссер использует случайные любительские кадры, сцены из «Соляриса» и «Сталкера», образы из «Звездных войн», известные картины, воспоминания о Гете и Данте и, как водится у шизофреников, обильные цитаты из собственных фильмов.

Диалоги «как у Тарантино», только совсем не смешные. Психологизм «как у Ханеке», только без драматизма. Живые картины «как у Гринуэя», только совсем не живописные. Упоминания художника Поля Гогена и архитектора Альберта Шпеера похвальны, но не прибавляют ни капли смысла. Ленивый не заметит попыток воссоздать картины Босха, Милле и Делакруа, вот только с эмоциями и оттенками режиссер опять сел в лужу.

Триер не просто заимствует – он откровенно крадет и не краснеет. «Ад Данте» с его зеркалами и телами уже был в одноименном телефильме Питера Гринуэя, а таинственная дьявольская фигура на негативе фотографа уже встречалась в «Съемках в Палермо» Вима Вендерса. Как будто «всё уже украдено до нас» сказано о творческом методе датского режиссера.

Героини с картин Гогена. Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Героини с картин Гогена. Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Но поразительно другое. После своего «кинематографического самоубийства» (слова режиссера Клода Лелуша о том, как Триер публично признался в симпатиях и сочувствии к Гитлеру, 2011 г.) и извинений Триер снова признается ровно в том же – только вкладывает эту ахинею в уста своего героя. Джек называет деятельность Гитлера «экстравагантным искусством», напоминая тем самым писателя-гуманиста Астафьева, который называл Гитлера хорошим художником. Только если в 2011 был скандал, в 2018 сентенции Джека-Триера все молча проглотили.

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

В общем, Джек очень старался, но кроме макета и каркаса так ничего и не сделал, ведь убийца, да еще и больной на голову, в принципе не способен созидать. Как и его герой, Ларс фон Триер, вслед за своим «кинематографическим самоубийством», расписался в своей кинематографической немощи, в очередной раз показав, что просто не способен создавать живых персонажей, эмоциональных героев, которым зритель мог бы по-человечески сопереживать.

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек». Манипуляция - главный эстетический и психологический прием режиссера.
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек». Манипуляция - главный эстетический и психологический прием режиссера.

Так и не построив дом, Джек ломает макет, - так и Триер, еще не сняв кино, уже его деконструирует, при этом угрожающе грозя зрителям своим знаменитым кулаком с матерной татуировкой. Надежда на архитектурный фильм испаряется вместе с финальными титрами, ждать которые я вам искренне не рекомендую.

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡