30 584 subscribers

Не по сценарию. Импровизации актеров в знаменитых советских кинофильмах, ставшие легендарными

173k full reads
233k story viewsUnique page visitors
173k read the story to the endThat's 74% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня, как всегда, будем говорить о кинофильмах. Все мы знаем, что в основе каждой кинокартины лежит сценарий, в котором, помимо реплик героев, указываются их передвижения, местонахождение по отношению друг к другу в конкретной сцене, а порою даже жестикуляция и мимика. Часто по мере съемок фильма сценарий дорабатывается и совершенствуется. Но бывает и так, что, когда режиссер произносит слово "Мотор!", что-то идет совсем не по плану, а далее происходит реакция актеров на эту незапланированную ситуацию или проще говоря импровизация. Так вот сегодня я хочу рассказать о тех актерских импровизациях, которые оказались настолько удачными, что не просто вошли в окончательный вариант фильмов, но и стали одними из ярчайших их моментов. Например, все мы помним сцену поединка на шпагах между виконтом, героем Михаила Козакова и Фадинаром, блестяще сыгранным Андреем Мироновым в фильме "Соломенная шляпка" (1975). Тот самый уморительный момент, когда Фадинар случайно снял с виконта парик, был и в самом деле случайным, а реакция Михаила Козакова: "Не вижу ничего смешного, парик это очень современно" - полнейшая импровизация, как и то, что героиня Алисы Фрейндлих, баронесса накрыла его голову своим веером.

Не по сценарию. Импровизации актеров в знаменитых советских кинофильмах, ставшие легендарными
Не по сценарию. Импровизации актеров в знаменитых советских кинофильмах, ставшие легендарными

А помните, смешной момент из детского музыкального фильма "Новогодние приключения Маши и Вити" (1975), когда кот Матвей почему-то называет Кощея не "батя", как остальная нечисть, а "дядя Кощей"? Оказывается, Михаил Боярский, который является родным племянником актера Николая Боярского, исполнявшего роль Кощея, просто оговорился. Но режиссеру эта оговорка показалась очень симпатичной, и он не стал переснимать сцену.

Не по сценарию. Импровизации актеров в знаменитых советских кинофильмах, ставшие легендарными
Не по сценарию. Импровизации актеров в знаменитых советских кинофильмах, ставшие легендарными

Еще одна любимая нами комедия "Большая перемена" (1971) также запомнилась несколькими незапланированными эпизодами. Например, в сцене, когда Петрыкин прерывает свидание Ляпишева и Люси, называя ее неидеальной, и она убегает, у актрисы действительно сломался каблук на одной из туфель и она в возмущении сбросила и вторую тоже. Эта реакция актрисы оказалась настолько выразительной и так точно передала настроение преданной героини, что режиссер решил ничего не переснимать. А для меня, например, эта вообще одна из любимых сцен телефильма.

Так же как и эпизод, когда Леднев шлепает дочь по пятой точке, чтобы она сняла кепку в классе, изначально не был прописан в сценарии, но Евгений Леонов так проникся образом этого добряка и его отношением к дочери, что придумал и эту сцену, и вечерний разговор за кашей с мясом.

Не по сценарию. Импровизации актеров в знаменитых советских кинофильмах, ставшие легендарными
Не по сценарию. Импровизации актеров в знаменитых советских кинофильмах, ставшие легендарными

Еще одна знаменитая актерская импровизация, ставшая настоящей находкой для фильма - это фраза героя Николая Караченцова Васьки о жене брата Андрея в картине "Белые росы"(1983) : "Кобра твоя еще на курорте греется?" Это прозвище оказалось настолько точной характеристикой персонажа, что режиссер включил это прозвище и в другие диалоги и сцены.

Все мы помним и легендарную импровизацию Юрия Яковлева в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром" (1975), когда его герой Ипполит, будучи пьяным, залез в ванну в верхней одежде и включил душ, а оттуда спустя некоторое время вместо холодной пошла теплая вода и он произнес: "О, тепленькая пошла". Эта была настолько удивительно точная реакция нетрезвого и одновременно обиженного человека, что вся съемочная группа была в полном восторге, и переснимать сцену никто и не думал.

Не по сценарию. Импровизации актеров в знаменитых советских кинофильмах, ставшие легендарными
Не по сценарию. Импровизации актеров в знаменитых советских кинофильмах, ставшие легендарными

Случайно попала в фильм и знаменитая фраза героя Анатолия Папанова - Лелика в фильме "Бриллиантовая рука" (1968): "Идиот!", когда он видит напуганного Гену, машущего трусами и кричащего "Помогите" на мелководье. Оказывается, что это "идиот" было адресовано замерзшим в воде актером одному из помощников режиссера, отвечавшего за подводную съемку и снова не сумевшего снять подходящий дубль. Но она настолько подошла к происходящему, что была оставлена в окончательном варианте фильма и стала весьма показательной в отношениях двух героев.

Не по сценарию. Импровизации актеров в знаменитых советских кинофильмах, ставшие легендарными
Не по сценарию. Импровизации актеров в знаменитых советских кинофильмах, ставшие легендарными

Также легендарной можно считать импровизацию героев Савелия Крамарова (Косого) и Георгия Вицина ( Хмыря) в кинофильме "Джентльмены удачи" (1971). Когда снимали сцену с утренней зарядкой на морозе, актерам удалось уговорить режиссера заниматься в одежде, так как на улице был действительно сильный мороз. Но актер Раднэр Муратов не участвовал в договоренностях, так как немного опоздал, поэтому он разделся до пояса, как было прописано в сценарии. Естественно, что и другим актерам тут же было сказано раздеться. Савелий Крамаров решил "наказать" "подставившего" их Муратова и, подскочив к нему, стал натирать снегом, а Георгий Вицин, увидев такую эмоциональную реакцию, решил подшутить так же и над Крамаровым. А в это время кинокамера уже во всю снимала. Поэтому в результате мы увидели в фильме один из самых ярких и смешных моментов, которые не были запланированы в сценарии, но в котором реакция актеров это не игра, а настоящие эмоции.

Не по сценарию. Импровизации актеров в знаменитых советских кинофильмах, ставшие легендарными
Не по сценарию. Импровизации актеров в знаменитых советских кинофильмах, ставшие легендарными

Мне кажется, что импровизация необходимая часть съемочного процесса. Ведь когда актер начинает импровизировать - это значит, что он полностью вжился в предложенный образ, он уже мыслит, чувствует и действует, как его герой. А значит и у зрителя не возникнет сомнений в происходящем на экране. А еще в сымпровизированных сценах мы наблюдаем самые естественные и живые реакции актеров на происходящее, и поэтому это всегда очень ценно и прекрасно.

А какие импровизации в кино помните вы, дорогие читатели? Буду рад узнать ваши мнения в комментариях. Спасибо за внимание.

все фото и изображения взяты из открытых источников

Ставьте лайк, если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями в соцсетях, если они вас заинтересовали.