Эффект колибри: даже Джейсон Стэйтем плачет

Дело было вечером, и голова немного болела. И посему было принято решение найти фильм, который можно смотреть, не думая и не напрягаясь. И естессссно, выбор пал на что-нибудь из творчества Стэйтема (он же Стэтхем). Максимум действия, минимум слов и размышлений. Заинтриговало описание “Эффекта колибри” (он же “Искупление”). Ну, чем черт ни шутит, смотрим!

Фильм оказался совсем не прост, от чего голова заболела еще больше. НО он натолкнул меня на небольшое исследование. Оказывается, Стейтем совсем не прочь браться за глубокие и серьезные роли. Более того он их хочет и ищет. Но сила образа танка-вершителя-правосудия-гангстера (нужное подчеркнуть) уже не дает пробиться к драматическим проектам. Даже кинокритик “Нью-Йорк Таймс” Энди Вебстер как-то написал: “Кто-нибудь уже предложите этому актеру проект, достойно раскрывающий весь спектр его таланта”.

Проект “Эффект колибри” доказывает, что Стейтем не прочь уйти от типичного для себя образа и сыграть роль человека рефлексирующего, настигнутого экзистенциальным кризисом и ищущего смысл своей жизни. Да, любой актер мечтает сыграть Гамлета. Но к сожалению, этот фильм не совсем тот материал, за который Джейсон сможет получить Оскар.

Сюжет: Лондон. Бывший солдат, вернувшийся из Афганистана, страдает посттравматическим синдромом и не может вернуться к нормальной мирной жизни. Он бомжует и разлагается во всех отношениях. Единственный свет в его жизни - это соседка по коробке Изабель и монахиня, раздающая обеды бездомным. После нападения местной мафии на коробки бомжей, он убегает и получает шанс начать жизнь заново, взяв другую личность. Но он не станет белым воротничком, а превратиться в карающего ангела мести. Мстить он будет за Изабель, а раскрывать раны своей души и мотивы поступков монахине Кристине. Та в свою очередь постарается сделать из него “хорошего человека”, но падет жертвой своих страстей.

Режиссер: вообще Стивен Найт потрясающий сценарист полнометражного кино и сериалов. Самые культовые сценарии: “Пряности и страсти”, “Союзники”, “Удивительная легкость”, “Острые козырьки”, “Табу” и др. Но вот серьезный режиссерский дебют нельзя назвать успешным. Фильм изначально носил название “Колибри” (“Эффект колибри”), но попытка привязать это название к смыслу фильма в финальной сцене на вокзале была совсем уж притянутой. В итоге фильм чаще можно встретить под названием “Искупление”. Хотя сейчас оба названия существуют параллельно.

Идея религиозно-философского боевика сама по себе интересна и нова. Перерождение героя, его моральные терзания, помощь духовного проводника - все это в сочетании с лоском спецэффектов и батальных сцен могло стать убойным кинококтейлем. Но не стало. К сожалению, то что было элегантно задумано в сценарии на экран перенеслось коряво и неуклюже. Действие развивается немного сумбурно и местами затянуто. Здесь я делаю скидку на неопытность Найта как режиссера.

Особенности: если вы ждете классического обилия драк и побоищ, гонок и перестрелок, то не ждите. Несколько сцен с рукоприкладством есть, но они скорее разбавляют сюжет. Драки, мафия, преступный теневой мир Лондона - это большая декорация, задача которой - нагляднее показать и оттенить внутренние терзания главных героев. Больше внимания уделено внутреннему миру персонажей - движению их души. И это не преувеличение, ведь в не зря в сюжет введена героиня-монахиня.

Их обуревают свои демоны, борьба с которыми не менее напряжена, чем сопротивление внешним обстоятельствам. Да-да, последите за внутренним монологом героя Стейтема, он есть и это прекрасно. А еще у героев есть история, которая выходит за границы временного периода фильма и создает прочную канву мотиваций для развития их персонажей.

Мне не встречались раньше фильмы, в которых Джейсон Стейтом позволял себе показать психологическую слабость и уязвимость своего персонажа настолько, что мог заплакать в кадре. Ему, действительно, интересно испытать себя в роли более сложного героя. Вопрос лишь в том, появится ли такой проект, который не подпортит впечатление о Джейсоне как актере из-за слабой режиссуры.