Значение Музыки в кино.

2,5k full reads
5,7k story viewsUnique page visitors
2,5k read the story to the endThat's 44% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Одной из главных особенностей музыки и звука в кино является его эмоциональное воздействие на зрителя, при этом преследуется авторский замысел. Большое количество всевозможных выразительных средств выделяет кинематограф от других искусств.

В кино входят материалы зрительной образности, где участвуют как монтаж с его темпо-ритмическими построениями, звуковая выразительность и бесконечное количество визуальных решений. Вся история мирового кино это один непрекращающийся путь по поиску новых форм и творческих решений, приемов и всевозможных технических ухищрений.

Поэтому и братья Люмьер, а позже и Жорж Мельес, показывая свои первые фильмы, нуждались в звуковом выражении и они всячески пытались добиться звучания картинки.

Показ фильма "Артист" реж. М. Ханазавичус с живым оркестром.
Показ фильма "Артист" реж. М. Ханазавичус с живым оркестром.
Показ фильма "Артист" реж. М. Ханазавичус с живым оркестром.
Это были первые шаги на пути становления звукового кинематографа. На протяжении всего периода немого кино зритель нуждался в звуковом сопровождении. Поэтому, вполне логично, что рано или поздно кино пришло к звуку, а звук пришел в кино. И вот зритель смог оценить не только визуальную сторону фильма, но и звуковую.

Актуальность этой темы в наше время велика, а стала она актуальной со времён прихода звука в кинематограф. Сейчас каждый фильм содержит в себе музыку, которая должна эмоционально совпадать с содержанием картины и эмоционально воздействовать на зрителя во время просмотра.

Изначально в кино было большой проблемой синхронизировать звук и картинку из-за несовершенства техники. Иногда киноделы прибегали к разным ухищрениям, чтобы добиться иллюзии синхронности.

Основное внимание на функционирование музыки в фильме сделал Чарли Чаплин, в своих фильмах «Новые времена», «Огни большого города», «Золотая лихорадка», где многие элементы движения были иллюстрированы музыкой, а именно походка Бродяги Чарли, работа у конвейера, в фильме «Новые времена», его оценки и так далее.

Подобное явление мы можем увидеть в мультипликации, или же музыка может быть источником комических ситуаций в игровых фильмах, например в советской картине «Веселые ребята».

Кадр из фильма "Новые времена" реж. Ч. Чаплин
Кадр из фильма "Новые времена" реж. Ч. Чаплин
Кадр из фильма "Новые времена" реж. Ч. Чаплин

Согласованность между картинкой и звуком, достигается в первую очередь мелодикой, ритмикой и динамикой, а гармония и тембровые оттенки, при этом, не играют большую роль. Порой музыка сама играет роль функции представления движения, она может как ускорить, так и замедлить его, между тем, сами кадры не привносят движения: например, в кадре показывается человек ведущий машину или общий план дороги, а вот бешеный темп движения машины передаётся только музыкой.

Именно она передает в этом моменте характер движения, который нам не показали, возбуждая воображение зрителя. В игровых фильмах чисто иллюстративная музыка подвергается, «атомизации», так как она должна всегда подстраиваться к постоянной смене кадров. Здесь музыка менее автономна и довольно слабо связана с общей драматургией произведения.

Музыкальная иллюстрация в кино, как правило, часто берёт материал из реальных звуков, представляющих естественный колорит изображаемых в фильме предметов. Множество потребляемых человеком зрительных явлений обладает связанными с ними специфическими, особыми звуковыми свойствами: пчёлы жужжат, вода течёт, машины гудят, собаки лают и т.д.

Фильм может передавать соответствующие этим явлениям звуки, причём довольно реалистично; но они могут также их музыкально усилить, то есть переноси структурные качества этих шумов на музыкальные элемнты. От каждого звука шороха, шума мы можем вообразить их структурные свойства, и переправить их на звуковую дорожку, сохранения аналогию движения.

Этот звуковой поток воздействует на слух, но вместо неопределенной высотности шумов применяется звуковой материал, причём упорядоченный и принципы музыкального построения. Реалистичные шумы и иллюстрирующие их музыкальные элементы имеют такую же протяженность во времени, ритмическую форму и динамическую структуру, отличается здесь только сам характер звукового материала.

Студия озвучки фильмов. Мосфильм.
Студия озвучки фильмов. Мосфильм.
Студия озвучки фильмов. Мосфильм.

У музыкальной стилизации звуковых явлений свои задачи: шум, возникший в реальности- есть нечто одиночное, возникшее один раз, однако музыкальная обработка меняет её тон. Во-первых, она повторяет его, во-вторых, придает новый смысл из того, что музыкально обобщает, так как музыка, работающая по принципу иллюстрации не перестает быть музыкой, и как таковая сильнее действует на эмоции зрителя, чем простой шумовой эффект.

Транспозиция явлений шума во времени на музыкальные структуры позволяет протекать согласно музыкальным принципам, что улучшает качество шумовых эффектов.

Звук автомобиля или самолёта, который звучит реалистически, не обладает этой возможностью внутреннего развития: он может усиливаться или слабеть, приближаться или отдаляться, но выразительной она может стать лишь при помощи, мелодики, тембровых красок, гармонии и т.д.

Шумовые эффекты в кинематографе могут изменяться не только в музыке. Крайне важны формы звуковой деформации, которые сегодня, благодаря техническим возможностям обработки могут придать шумам желаемый выразительный характер. «Симфония шумов» сама приобретает некоторую специфическую звуковую величину. Хорошо сделанные шумовые эффекты, шумы делают музыку лишней в конкретном случае.
Микрофон для записи голоса.
Микрофон для записи голоса.
Микрофон для записи голоса.

Обычно режиссёр выделяет музыкальную обработку коротких одиночных шумов. Подчеркивание музыкой, например, ударов в сценах драк- это всё разлилчные формы дробной обработки реальных шумов. Довольно часто для этого эффекта создаётся акустическое усиление - фоническое преобразование звука.

Поэтому все встречающиеся в реальности акустические явления могут быть подвергнуты музыкальной обработке. Наилучшие звуковые явления это такие явления, которые довольно характерны, чтобы их можно было узнать, если они привнесены в звуковые структуры.

Если Вам понравилась статья- поставьте лайк и подпишитесь на канал, если Вам интересна тема звука и музыки в кино- посмотрите статью "О музыки в кино. Звёздные Войны", "Музыка и шум в кино" и "Титры в кино и странные аббревиатуры" Добра Вам и удачи!