Однажды в... киновселенной Тарантино

9 August 2019

Киновселенная Тарантино. Часть 1

Сегодня практическа любая раскрученная кинофраншиза, будь то "Форсаж", "Гарри Поттер" или "Джон Уик", представляет собой своеобразную вселенную со своими особенностями, персонажами и взаимосвязями. Наиболее выделяются из них, безусловно, серии кинокомиксов: расширенная вселенная DC, киновселенная Marvel, а также рождающаяся на наших глазах хоррор-вселенная Marvel от Sony, и т.д.

Нельзя не упомянуть также о такой грандиозной (во всех смыслах слова) киновселенной, как MonsterVerse ("Вселенная монстров"), куда входят фильмы о Годзилле и Кинг-Конге. В следующем году, кстати, эти два персонажа, наконец, встретятся в совместном фильме!

На фоне всех этих громких и быстрорастущих киновселенных затерялась еще одна, совсем неприметная и на первый взгляд вообще ни разу не киновселенная. Но если приглядеться получше, то сразу бросается в глаза множество деталей, связей, пасхалок и бесконечных отсылок. Речь пойдет, конечно же, о киновселенной Квентина Тарантино...

Киновселенная внутри киновселенной

Фильмы Тарантино отличаются сложной по меркам Голливуда структурой: сюжет развивается нелинейно, хронология зачастую нарушается, а важные детали любят прятаться в самых неожиданных местах.

Более того, структура самой киновселенной многогранна, нетривиальна и является своего рода рекурсией - кино проникает внутрь кино. То есть, некоторые тарантиновские картины являются фильмами, которые могут смотреть персонажи в его вселенной. Сам режиссер не раз упоминал об этом.

Наиболее яркий пример такого "внутреннего кино", замеченный многими зрителями - дилогия "Убить Билла": героиня "Криминального чтива" Миа Уолес (сыгранная Умой Турман) рассказывает Винсенту Вега о своем опыте в несостоявшемся сериале "Fox Force Five", сюжет которого практически слово в слово совпадает с концепцией "Kill Bill".

Планета отсылок и доказательства связи

Другой пример - это хоррор-сборник "Грайндхаус", состоящий из тарантиновского "Доказательства смерти", "Планеты Страха" Роберта Родригеса, а также из нескольких псевдотрейлеров. По двум из "трейлеров" позже были сняты полнометражные фильмы - "Мачете" и "Бомж с дробовиком".

Все вышеперечисленные картины также являются "нереальными", поскольку "Планету страха" и "Доказательство смерти" связывают с "Убить Билла" два общих персонажа - техасские рейнджеры Эрл МакГроу и его сын Эд МакГроу.

Эрл, кстати, присутствует и в картине "Мачете", правда, сцена с ним так и не попала в прокатную версию фильма.

Кроме того, Эрл МакГроу появляется еще и в хоррор-ленте "От заката до рассвета" (снятой уже упомянутым Родригесом по сценарию Тарантино), а также в одноименном сериале вместе с дочерью Дакотой Блок-МакГроу (та самая медсестра из "Грайндхауса"). Таким образом, сея франшиза тоже автоматически становится частью "внутренней киновселенной" Тарантино.

Ну а позже это было доказано и самим режиссером, который напрямую упомянул о том, что (цитата) "... герои "Бешеных псов" или "Криминального чтива" вполне могут смотреть в кино "От заката до рассвета"

В итоге мы получаем двухуровневую систему фильмов, причем фильмы каждого уровня тесно переплетены друг с другом. Перефразируя слова Квентина, можно сказать, что персонажи "Бешеных псов" и "Криминального чтива" могут обсуждать референсы и переплетения в "Убить Билла" и "От заката до рассвета" точно так же, как мы обсуждаем "Псов" и "Чтиво"!

Кстати, мало кто, наверное, слышал о картине под названием "Запекшаяся кровь" (Curdled), продюсером и сосценаристом которой выступил Тарантино. Она также попадает в киновсленную маэстро, причем на второй, "глубинный" уровень, ведь в фильме можно увидеть упомянутых в репортаже братьев Гекко - главных героев "От заката до рассвета"

А помните одержимую мыслями о смерти таксистку Эсмеральду Вилалобос из "Криминального чтива"? Исполнившая эту роль актриса Анджела Джонс сыграла затем главную героиню в "Запекшейся крови" - девушку Габриэллу, также помешанную на теме смерти.

Все же, невзирая на очевидное сходство, это два разных персонажа. Возможно, Эсмеральду однажды впечатлил кинообраз Габриэллы и... и в киновселенной Тарантино впервые произошло примерно то же, что и в "Матрице" между Бэйном и агентом Смтом - персонаж из "внутреннего" мира полностью перекочевал во внешний.

Единственный самостоятельный сюжет в фильмографии Квентина Тарантино, который не вписался в его стройную киновселенную - это "Джекки Браун". Режиссер снял эту картину не по собственному сценарию, а экранизировал свой любимый роман "Ромовый пунш" Элмора Леонарда.

Насколько органично новый фильм режиисcера "Однажды в... Голливуде" впишется в общую систему тарантиновских сюжетов? Конечно же на все 10 пачек "Ред Эппл" из 10! Но давайте обойдемся без спойлеров, за подробностями - в кинотеатр. Отметим лишь, что действие девятой картины Квентина будет происходить в "реальной" жизни киновселенной.

Ну а что касается остальных "реальных" фильмов и взаимосвязей между ними - об этом поговорим уже во второй части статьи...

Продолжение: "Киновселенная Тарантино. Часть 2"