В каком возрасте стоит начинать обучение собаки?

4,3K прочитали
Щенок способен плодотворно учиться уже с 5-6 недель. Фото: А. Смирнов
Щенок способен плодотворно учиться уже с 5-6 недель. Фото: А. Смирнов

Один из самых насущных вопросов у любого владельца щенка касается возраста начала дрессировки. Это понятно - собака одна, любимая, и никому не хочется сломать ее психику. На мой взгляд, здесь нет жестких правил: как максимальный, так и минимальный возраст начала дрессировки ограничиваются только соображениями разумности.

Не слишком разумно начинать какую бы то ни было серьезную работу с трехнедельным щенком, но под большим вопросом и целесообразность начала занятий с собакой в пятнадцать лет, когда она уже не вполне адекватно оценивает окружающую действительность. Все, что лежит между этими полюсами, достаточно разумно. Однако в каждом правиле есть исключения.

У меня был пес с непростой судьбой, которого начали учить только в 12 лет. Он всю жизнь прожил в деревне, просто сидел на цепи возле дома. Его пожилая хозяйка умерла, и родственники забрали собаку в город, где пес никогда не был. Требовалось объяснить ему правила поведения и научить выполнять команды, необходимые для безопасной жизни в городе. Мы поработали с ним всего пару недель, но я навсегда запомнил, какую радость он испытывал от похвалы, как ценил внимание человека и насколько старательно выполнял упражнения, несмотря на то, что к этому возрасту уже практически ослеп и с трудом слышал.

Был и опыт работы со щенком золотистого ретривера, которому едва исполнилось полтора месяца. В 2010 году руководитель питомника, где родился малыш, заинтересовалась возможностью научить собаку выполнять команды в как можно более раннем возрасте и попросила меня помочь. Отдача получилась невероятной. Работа продолжалась на протяжении нескольких месяцев, в конечном итоге превратившись в цикл видеоуроков «Александр и Александра».

Дело не только в возрасте

Дрессировка- это не школа и не детский сад для собаки. Банально, но занятия в первую очередь необходимы человеку и решение о начале занятий со специалистом ему нужно принимать именно на основе своих ощущений от поведения собаки. Насколько комфортно или не комфортно жить с собакой? Другими словами, если общаться с собакой дома или гулять на улице стало некомфортно, то лучше поскорее пригласить кинолога: скорее всего, возникшие проблемы с возрастом не только не решатся, а станут еще острее.

Работать со взрослыми собаками иногда даже интереснее. Фото: А. Смирнов
Работать со взрослыми собаками иногда даже интереснее. Фото: А. Смирнов

Справедливо и обратное: несмотря на то, что все кругом рекомендуют обязательно проходить с собакой хотя бы начальный курс обучения, я считаю, что во многих случаях серьезной необходимости в этом нет. Если поведение собаки устраивает хозяина и при этом она не доставляет проблем окружающим, то менять что-то в их отношениях я не вижу смысла. Зачем? Я бы только порекомендовал иметь в виду, что в случае возникновения сложностей нужно как можно раньше обратиться к специалисту хотя бы за разовой консультацией.

Наверняка найдутся те, кто осудит такую позицию и в очередной раз скажет, что подобные слова «странно слышать от кинолога». Ну что ж, это их право. Мне, как психологу, хорошо известно, что нельзя вылечить пациента, которого все устраивает. Заинтересованность владельца собаки является ключевым фактором, определяющим успех обучения.

Старое правило из «Законов Мерфи» гласит: «Под давлением все ухудшается». Нет мотивации- нет результата, собака не будет умнее и послушнее. Гораздо больший стресс вызовет осознание количества впустую потраченных времени и денег. Когда владелец начинает заниматься, потому что «так надо» или «мне так сказали», о реальной заинтересованности не может быть и речи. Кому от этого станет лучше?

С другой стороны, если принято решение пригласить кинолога и начать обучение, то тянуть не стоит. Работать с 3-4 месячным щенком значительно проще, чем с 5-6 месячным, и тем более с 8-9 месячным. Многие исследователи отмечают, что те собаки, с которыми начали обучение в раннем возрасте, вырастают гораздо более сообразительными, чем их сверстники. Естественно, ничего страшного, если собаке уже больше полугода: учить можно и нужно, но обучение может растянуться на чуть больший срок. Это связано и с уже закрепившимися, но не всегда полезными, привычками владельца, и с тем, что у собаки в этом возрасте ярче проявляется характер.

Договориться со взрослой собакой бывает сложнее

Несколько лет назад, работая с золотистыми ретриверами из питомника Амберголд, я получил возможность параллельно обучать нескольких собак совершенно разного возраста, от полугода и до двенадцати лет. Это позволило мне воочию увидеть разницу в скорости обучения молодых и зрелых собак, почувствовать, как быстро понимают меня разные собаки и насколько долго им приходится что-то объяснять, как быстро у них закрепляется тот или иной навык.

Руководитель питомника дала мне карт бланш и позволила не форсировать работу. Обучать собак элементарным командам не было необходимости: стояла задача разнообразить жизнь собак и дать им возможность почувствовать себя «в деле», занимаясь каким-нибудь интересным делом. Апортировка, поиск, фристайл, трюковая дрессировка- в ход шло все, что можно придумать.

Некоторые собаки начали принимать меня и относиться с уважением только через полгода регулярного общения. Потрясающе умная шестилетняя сука Желток оставила попытки заставить меня играть по своим правилам примерно через 7 месяцев, восьмилетняя Ариша приняла меня почти через 10 месяцев. Ситуация осложнялась и количеством собак, ведь в общении один на один договориться всегда проще. Занятия с несколькими собаками одновременно часто напоминали мультик про осьминожек из моего детства: «кого ни разу не кормил, кому шестнадцать ложек влил».

Я заметил, что заниматься с молодыми собаками гораздо легче, несмотря на их кипучую энергию, которая иногда мешала работе. Они берутся за все с большим энтузиазмом, стараются буквально выпрыгнуть из шкуры, чтобы на них обратили внимание, но при этом совершают большое количество ошибок. Зрелые собаки ждут, чтобы их заинтересовали, они как бы оценивают- а стоит ли? Приходится преодолевать уже сложившиеся привычки взрослых собак, но работать с ними иногда гораздо комфортнее, чем с молодыми. Именно комфортнее, но не легче.

Развлекитесь: в качестве иллюстрации предлагаю посмотреть запись одного из наших уроков с Желтком. Это было в 2010 году. Мы, как обычно, развлекались, отрабатывая элементы будущего танца, когда Татьяна, руководитель питомника, просто взяла камеру и стала нас снимать. Какая уж тут демонстрация достижений! Желтку на момент начала обучения было уже шесть лет, договориться с ней стоило немалого труда. Она была очень умной и сообразительной собакой, которая знала себе цену. Если что-то шло не так, как она хотела, Желток просто отворачивалась и уходила, делая вид, что все это пустое и не стоит ее внимания.

Взяв собаку, подумайте о работе с ней. Не тяните, если решение принято, и лучше начинайте уже с 3-4 месяцев. Собаке, пришедшей к Вам из приюта, перед началом занятий нужно дать две-три недели на адаптацию, вне зависимости от возраста. Не напрягайте себя, работайте по желанию, а не под принуждением, но обязательно пригласите специалиста, когда поведение собаки начинает вас беспокоить. В конечном итоге общение с собакой должно приносить удовольствие, а не становиться причиной стресса.

Любите своих собак. А с остальным мы обязательно разберемся.

***

Понравилось? Обязательно подпишитесь: дальше будет еще интереснее. Меня зовут Александр Смирнов, я дипломированный клинический психолог. Последние двадцать лет практикую как кинолог - это занятие оказалось гораздо интереснее. Подробнее на моем сайте kinologsmirnov.ru. Вопросы, предложения и заявки на консультации отправляйте по мейлу help@kinologsmirnov.ru. Если хотите пообщаться лично, звоните +7 (921) 921-09-11. Расскажу все, что потребуется.