Всем привет! Я Максим Русанов. Месяц назад мы приступили к подготовке проекта и начали искать подрядчика. Скажу сразу, подобного в России ещё никто и никогда не делал. Мы нашли тех, кто продемонстрировал невероятное и рассказал то, во что сложно поверить! Вместе создали предложение очень востребованное на рынке.
Предыстория.
Наш клиент заказал проект по съёмке аэротаймлапса.
- Алиса, что такое таймлапс?
- Таймлапс – это последовательно сделанные, с определенным интервалом фотографии, сведенные в последствии в видеоряд.
Кстати, вот самый просматриваемый таймлапс за всю историю (практически 50 миллионов просмотров)
На переговорах представитель заказчика сказал, - «Друзья, было бы здорово, если бы это был таймлапс в движении и ещё снятый в разное время суток».
Мы послушали, записали вводные и собрались идти.
Но в конце заказчик добавил, - «Ну, а если ещё заснять в этом таймлапсе несколько периодов года, то вообще будет замечательно!»
На этом мы распрощались и ушли...
«А это вообще кто-нибудь делал раньше? И особенно аэрогиперлапсы?», - спросил режиссёр.
«Надо искать.» - ответил я и ушёл искать.
- Алиса, а что такое гиперлапс?
- Гиперлапс - это когда фотограф делает один кадр раз в несколько секунд, но при этом равномерно перемещается, а не стоит на месте.
А этот гиперлапс-клип набрал более 26 миллионов.
За неделю пересмотрел много шоурилов по теме, пообщался с коптеристами, но найти нужного решения не удалось. Все предлагали похожее.
Как-то в конце поиска, когда я уже практически «опустил руки», на меня вышел коптерист, представился Павлом, поинтересовался ищу ли я коптериста для таймлапса?
Я вкратце рассказал про проект, он выслушал и ответил, что это действительно сложная задача и им придется повозиться. Павел попросил паузу в несколько дней. Ну, надо так надо… Поговорили и разошлись.
Через несколько дней я забыл про наш разговор с Павлом, но он вернулся с ответом и первым примером аэротаймлапса. Ролик меня «зацепил», но собеседник сказал, что это только начало и что они работают ещё над одним. Прошло 2 дня… Получаю в месенджер ещё несколько примеров. И это было круто! Получаю ответ, - «Пока не круто, а «круто» они допиливают и нужно ещё время, так как подобный гиперлапс с стабилизацией в России мало кто делал.»
Прошло ещё 5 дней и он прислал результат.
Вот что получилось. Смотрим:
Вот над этим примером Павел с напарником работали несколько часов по съёмке и несколько дней на монтаже. Кажется, что просто, но без опыта и знаний такой результат не выйдет.
Их пример мы отправили Заказчику и получили короткий такой ответ, - «Огонь!».
Сейчас наш клиент готовится к запуску проект, мы в ожидании и я, в образовавшуюся паузу, решил поинтересоваться у Павла про его прошлое, как и с чего всё начиналось. И вот его история.
Пристегните ремни, мы «взлетаем».
Пролог.
Когда знаешь, что делаешь, всегда получается. (Ричард Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»)
Все самые безумные идеи реализуются людьми, которых одолевают чувства страсти, ненависти, страха, любви к той самой идее, которая однажды зародилась в голове, растёт-растёт и развивается. Такие истории ложатся в основу статей, книг и фильмов.
Павел - самый обычный человек, спокойный, доброжелательный, профессионал своего дела, а ещё он офигенный рассказчик житейских историй.
«Знаешь, у меня столько всего интересного, что вот думаю на пенсии может книгу написать?», - сказал он и начал рассказ.
Эпизод №1: Любовь.
Небеса — это не место и не время. Небеса — это достижение совершенства. (Ричард Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»)
12 лет назад Павел Фадюшин со своей девушкой Юлией, которая выступила и партнёром по новому бизнесу, основали компанию ТВ-Коптер и с самого первого дня команда специализировалась исключительно на аэросъёмке.
Задолго до этого, в начале 2000-х, Павел увлекался и занимался продажей радиоуправляемых авиамоделей, имел два магазина, в общем, продавал технику и комплектующие, занимался обслуживанием. Короче, не творческая рутина, приносящая небольшие деньги. Любил свою работу, но мысли о небе, о чём-то творческом не покидали его.
Юлия решила сменить профессию и устроиться на новую работу в маркетинговую компанию, одним из условий успешного прохождения собеседования была презентация на совершенно новую тему. Она искала варианты и решила остановиться на аэрофото- видеосъёмке с коптера, которая только начинала зарождаться в мире. Она приступила к созданию презентации. Так как в России этим никто ещё не занимался, то Павел, как более-менее разбирающийся в теме, решил помочь ей, и они вместе сделали очень крутой доклад. Презентация была принята на работу вместе с девушкой, а вот Павла тема аэросъемки окончательно зацепила. Они вместе решили заниматься аэросъёмкой. Павел, как технический директор, взял на себя инженерную часть и управление дронами, а Юлия начала заниматься продвижением и продюсирование нового бизнеса и взяла функцию оператора камеры. Получился такой удачный тандем, замешанный на хобби.
Недолго думая, он продал магазины и переключился целиком на новое дело. Нужно было начинать с нуля, даже с учётом продажи бизнеса денег на постройку первого дрона было недостаточно, и первый капитал он заработал тоже благодаря своей технике, а точнее машине, работал водителем в компании.
Капитал сформирован, сайт и презентации сделаны, глаза горят и бренд ТВ-Коптер начал свою работу 12 лет назад.
Вот так любовь переросла в страсть к делу.
Эпизод №2: "И смех, и грех".
Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим. (Ричард Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»)
Первый капитал пошёл на закупку дорогостоящих комплектующих, которые были тяжелые, энергопрожёрливые и некоторые блоки пришлось переделывать и дорабатывать. DJI только-только начала выпускать полётные контроллеры для дронов, но они были недоработанные и часто глючили. В общем, изучать аналоги не было возможности, и ребята начали осваивать сразу несколько профессий - аэродинамику, промышленный дизайн и прецизионную электронику. Практические знания по последней теме позволили сделать радиоуправляемую голову с высокой точностью наведения, позиционирования и управления, наработки пригодились в будущем для мирового проекта, но об этом далее. GPS модули для коптеров тоже только начали выпускать они также глючили и работали только во вред, их ставить на коптеры было нереально.
V. 1.0 «ИГП».
Свой первый коптер, как сказал Паша, был сделан «Из Говна и Палок», но аппарат взлетал, летал и имел весьма хорошие лётные характеристики. Поворотная голова была скорее полуповоротная, так как она могла менять угол только по вертикальной оси, а по горизонтали пришлось крутить сам дрон. Сложно, но можно. Canon Mark II крепился на коптер и выполнял основную функцию, ради которой всё проектировалось. Из-за больших вибраций после съёмки отснятое видео приходилось обрабатывать, убирать тряску, помехи и вибрации, но результат был достойный. Можно сказать, что это были первые «детские болезни» всех первых дронов, с которыми боролись все.
Тем не менее «Нашествие», «Европа плюс», «Дикая мята» и множество прочих фестивалей стали заказчиками первых российских аэронавтов.
Кругосветка по 30-ой параллели.
Да, это было круто! После успешных, масштабных, федеральных проектов Павел со своей девушкой, которая стала оператором-постановщиком, получили первый кругосветный заказ по аэросъёмке и изучению жизни китов и дельфинов. Море, ветер, коптер и…. И до экспедиции им пришлось срочно переделывать коптер, а точнее модернизировать конструкцию дрона. Теперь голова стала дистанционно-поворотной со специально выделенным оператором-постановщиком. Кругосветка состоялась, уникальный по тем временам материал был снят и лег в мировую историю документальной кинематографии и науки.
В один из дней съёмки проходили в Индии, так на машину, парящую в воздухе, пришло смотреть толпы народа и местное телевидение.
Новая проработанная технология пришла на смену старой и позволила дальше модернизировать поворотную голову, а это в свою очередь дало «плавность» и «чистоту» изображения без последующей стабилизации. Электронная стабилизация головы - стал прорывом в их коптеростроении.
Эра РЭД!
Кинобизнесу также захотелось иметь кадры с воздуха для своих фильмов. Но как закреплять здоровую кинокамеру на небольшом коптере?
Новые головы, новые движки и новые конструкции тяжеловесных, тяговитых дронов, которые позволили поднимать первые камеры RED с оптикой в воздух. Были падения? Конечно! Но всё обходилось.
Теория 6-ти рукопожатий в действии.
Первый большой заказ команде пришёл от кинокомпании, в которой я в 2009 году начинал свою кинокарьеру с фильма «Ёлки». Кинокомпания «BAZELEVS» Тимура Бекмамбетова приступила к съемкам «Ёлки 3» и режиссёру нужны были кадры с воздуха. Если кто помнит, то в фильме склейки-«перемещения» были максимально использованы и вот этот приём означал использование аэросъёмки также для повествования истории. Ребята с коптером и вместе со съёмочной группой облетели на самолетах всю страну, им тогда приходилось делать по 14 перелётов в неделю.
«В тот период мы были настоящими небожителями», - пошутил Павел. В городах также людей очень впечатляли работы по съемке в воздуха.
Результатом продюсеры и режиссёры были довольны. Вот так даже в этом проекте мы знакомы с Пашей через 1 рукопожатие.
Первый 12-ти моторный коптер в Мире!
Я не шучу. Это был мощный, сильный аппарат и аналогичный коптер никто и никогда в мире ещё не делал до ТВ-Коптер. Электроника управления была разработана русским электронщиком, который специализировался на этом. Дрон был медленным, уверенным сверхтяжеловесом, но одновременно и очень точным в управлении. У коптера были свои особенности - одна из них это потребность в неспешном и аккуратном пилотировании для того, чтобы компас и GPS модули корректно отрабатывали полёт. Все остальные задачи техника выполняла великолепно.
От коптеров к реактивному вертолету.
Заказчики хотели кадры скоростных пролётов. Прошлые разработки не позволяли реализовать эти задачи. Павел с напарницей нашли старый турбореактивный вертолёт Vario (он до сих пор остаётся единственным в России), выкупили у киностудии и начали шаманить, перерабатывать и совершенствовать технику.
Первые полёты показали очень хорошие результаты - стабильное изображение при скорости более 100 км/час. Вертолёт даже был продемонстрирован на выставке CPS и вызвал интерес у посетителей.
Однако, техника требовала дальнейшей доработки и установки головы, пока ребята проводили НИОКР промышленность коптеростроения шагнула вперед и на рынке начали появляться комплектующие к дронам мощные моторы и регуляторы хода! Кроме того, в то время у DJI не было тяжеловесных аппаратов, которые были способны поднимать RED, Alexa. И этот вертолет строили специально под киношные задачи и под тяжелые камеры. В тоже время DJI представила скоростные коптеры, но с худшим качеством изображения встроенной камеры. Павел с инженером дорабатывали вертолёт для съёмки на RED или на Amira от Alexa. Прогресс развивался семимильными шагами, стали появляться лучшие и недорогие варианты и через какое-то время Павел остановил разработки. Так реактивный вертолёт остался незаконченный проектом, но тем не менее готовым к выполнению задач (об этом чуть позже). У разработчиков есть надежды на то, что он ещё послужит. Обязательно.
Дрон над трассой.
В истории Павла был курьёзный случай, когда ночью коптер с кинокамерой (общей стоимостью в несколько миллионов рублей) влетел в провода и застрял в них. Высота была «небольшая» - выше 16-ти этажки.
Чтобы снять технику, кинокомпании пришлось вызывать 54 метровый скайлифт, внизу раскладывать «ковёр» из коробок и матрасов и снимать вентокрыл.
Всё закончилось успешно, люльку дотянули до проводов, дрон сняли вручную, но это была одна из самых нервных смен у команды за всё время.
Как видно из этого большого, интересного эпизода, Павел за долгие годы имел множество чувств - от страсти к технике и проектам, до разочарования и нежелания продолжать заниматься этим. Весь спектр человеческих отношений к хобби, работе, технике.
Эпизод №3: Дроны.
Невыдуманному Джонатану-чайке, который живет в каждом из нас. (Ричард Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»)
«Документальный фильм «Акварель» Виктора Косаковского - это один из масштабных, красивых и значимых наших проектов», - сказал Павел. «Давай расскажу про него поподробнее».
Известный российский документалист Виктор Косаковский (кстати, про него и его фильмы я рассказывал своим студентам в ГИТРе) в 2017 году приступил к съёмкам фильма, действия которого проходили в том числе в Венесуэле в районе водопада Анхель, самого высокого в Мире.
К месту съёмки группа добиралась долго с множеством пересадок, ночевали и работали в джунглях, летали при разных условиях и выполняли немыслимые задачи.
Почему же режиссёр выбрал дрон компании ТВ-Коптер?
На тот период именно ТВ-Коптер были единственные в России с таким опытом и именно их коптер с высокоточной поворотной головой могли летать с тяжелой кинооптикой Ultraprime, кроме того, именно их коптер обладал лучшим характеристиками по проведению съёмок в тех условиях. Кроме того, ни одна из топовых систем стабилизации Ronin, Movi не обладали необходимым уровнем стабилизации на тот момент. До сих пор подобные головы не выпускаются. Их наработки уникальны до сих пор и позволяют вешать оптику до 1.5 кг. Кроме того, голова не требует дополнительной стабилизации и балансировки после смены камеры с оптикой.
А теперь внимание - фильм снимался в 96 кадров в секунду (реальное 3D, которое можно просматривать без 3D очков)! Это один из самых уникальных фильмов в мире. Такой формат снимают лишь немногие до сих пор.
Кроме этого фильма у Павла был другой "вызов".
Как вам такой резвый «крепыш»? Да, ребята тоже первые в России установили камеру RED на спортивный коптер и сделали сверхбыстрый пролёт?
Смотрим:
А "добродушное приведение с мотором"?
Они одни из немногих запускали коптер в Якутии при сверхнизких температурах и шквалистых ветрах, и успешно управляли им при съёмках «Трагедия в бухте Роджерс».
Эпилог
Моя мама всегда говорила: «Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадётся». (Форрест Гамп)
Та девушка Юлия, которой Павел когда-то давно помог с презентацией, стала для него прекрасной музой, она зародила желание, страсть, любовь к делу, технике, искусству, хобби. Она помогала ему долгое время в их совместных проектах, они всё делали вместе и вместе вкладывали душу в то, что вместе создавали, конструировали, они вместе летали и снимали проекты, она была оператором, а Павел пилотом. Но как бывает в нашей жизни слишком длительные лично-рабочие отношения превратили их в друзей и партнёров и они разошлись. Теперь у каждого своя личная жизнь, но тем не менее они иногда продолжают сотрудничать, летать-снимать.
Что меня зацепило в наших деловых отношениях с ним - он снимал и снимал пробы и примеры дрон-лапса бесплатно, на голом энтузиазме, не просил никаких денег, не хвастался своими проектами (А между прочим у него опыт: «Ёлки 3», «Духлесс 2», «Ледокол», «Экипаж», «Непрощенный», «Майор Гром», «Балканский рубеж», «Крым», «Балабол», «Защитники», «Самый лучший день» и много других), он просто делал то, что ему по-настоящему нравится и это сработало и для него, так как он открыл для себя новую тему и для нас и для заказчика.
Вчера, когда я дописывал эту статью, то созванивались с Павлом, он прислал несколько красивейщих фото северного сияния, снятых в Мурманской области.
После того, как он сделал этот аэро-тайм-гиперлапс для нас, то получил очень много предложений и теперь не "вылезает" из командировок и проектов.
После того, как я написал этот пост, мы обсудили его с Павлом и решили сделать промо для тех, кто дочитал и решил посотрудничать с компанией ТВ-Коптер. Чтобы получить специальные условия, нужно позвонить Павлу +7 926 143-24-49 и назвать кодовое слово «Кино наизнанку».
Его страница на Facebook: https://www.facebook.com/TVcopter
Спасибо большое за внимание и дочитывание до конца.
Подписывайтесь на канал. Комментируйте. Ставьте палец вверх.