«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова

1 December 2020
«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова
«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова

Сомневающийся в себе человек – настоящий. Тот, кто всегда уверен в себе часто бывает глуп и горделив. А у сомневающегося и ум живой все время в поисках истины, и душа живая – обжигается и снова ищет своих. Так и актер Георгий Бурков – всю жизнь искал правды и света, нашел несколько своих, например, Василия Шукшина, с которым долгие годы дружил, общался, рассуждал о жизни. Бурков несколько десятилетий вел дневники, сколько там умных и сокровенных мыслей. Читая их, невольно думаешь, что, наверное, у их автора все сердце в рубцах было.

«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова
«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова

В кино Георгий Бурков сыграл почти 80 ролей, большая часть из которых – второстепенные. Но зритель его быстро запомнил и полюбил. Уютный актер, который часто играл выпивох и чудаков. И даже в этих образах почти всегда чувствовался интеллигент, которым актер был в жизни. Самыми запоминающимися появлениями Буркова в кино были его роли в фильмах «Они сражались за Родину», «Жестокий романс», «Чудаки», «Ирония судьбы, или с легким паром!», «Отец Сергий» и «Гостья из будущего».

Родился будущий актер 31 мая 1933 года в городе Пермь в семье заводского рабочего и домохозяйки. До 6 лет парень рос, как и все остальные - играл в футбол с дворовыми мальчишками, много читал (мама приучила). А в 6 лет у него начались проблемы со здоровьем. Врачи заподозрили у мальчика брюшной тиф и сделали первую операцию, которая не принесла нужного результата. Затем последовало еще несколько операций, но эффекта по-прежнему не было. Медики сказали, что Бурков безнадежен, тогда мать забрала сына домой и … тот стал поправляться.

«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова
«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова

Часто мама водила Георгия в театр и тот полюбил смотреть постановки, он продолжал много читать и хорошо учился в школе. После школы он не смог определиться – выбрать ему серьезную профессию, или же связать жизнь с театром. В итоге поступил на юридический факультет Пермского университета, одновременно посещая кружок городского Драмтеатра.

Любовь к искусству взяла верх – Георгий Бурков бросает университет и находит работу в провинциальном театре пермского городка Березники. Позже он перешел на службу в Пермский, а затем в Кемеровский театр.

«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова
«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова

Там его заметил один из театральных критиков, и пригласил на прослушивание в Москву, а ведь у него даже образования не было профильного, да еще и дефект речи был с детства – говорил Бурков очень неразборчиво. Но его взяли в Театр имени Станиславского – о чем актер-самоучка даже мечтать не мог.

«Я был приглашен в Московский театр имени Станиславского, около 10 лет жил в общежитии. С самого начала мне было понятно, что я несвободен. Это относилось к моим отношениям с начальством, да и к моей игре на сцене в театре. Как-то художник смелел и переставал повиноваться, его начинали выгонять из Москвы», - вспоминал Бурков в 1989 году.
«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова
«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова

После театра имени Станиславского были «Современник». МХАТ и театр имени Пушкина. В 1988 году актер возглавил Центр культуры имени Василия Шукшина.

Как-то он рассказал журналу «Советский экран», что эта работа почти полностью захватила его. Они с Василием Макаровичем были одной крови - прямолинейные, честные, талантливые.

Бурков, как и его товарищ, много лет размышлял о соотношении человека искусства и человека от власти. Чиновников от не принимал, а порой и ненавидел. За формализм, за отсутствие веры в человека. Он видел в людях от государства систему, которая творческого человека закрепощала.

«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова
«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова
«Власть хочет встать между художником и народом, играть только не только посредника, но и захватчика. Художнику власть приказывает делать то, что нужно для народа, а народу внушает, какая ему духовная пища полезна», - так писал Георгий Бурков в своем дневнике.

Актер пришел в кино в 1966 году, сыграв эпизодическую роль в фильме «Зося», а чуть позже – главную роль в фильме «Хмырь» по рассказу Василия Шукшина. Но известность пришла к актеру благодаря Эльдару Рязанову, который снял Буркова в роли алкоголика в фильме «Зигзаг удачи». Режиссеру Георгий Иванович понравился своей внешней простотой, которая гармонично сочеталась с его талантом и богатым внутренним миром.

«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова
«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова

Сотрудничество Рязанова и Буркова продолжилось в фильмах «Ирония судьбы, или с легким паром», «Гараж», «Жестокий романс», «Старики-разбойники».

Бурков доказал, что умеет играть не только комедийные роли, но драматические – он появился в фильмах «Освобождение», «Каратель», «Наши знакомые», где ему достались образы красноармейца, интеллигента и даже контрабандиста.

«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова
«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова

Роли в фильмах своего друга – Василия Шукшина актер считал лучшими в своей карьере – «Калина красная», «Печки-лавочки» и «Подранки». Их высоко оценили и критики, и зрители. Это настоящее народное кино.

«Как-то Василий Шукшин сравнил государство наше, если судить по газетным заголовкам, с огромным и злобным мужиком. Все ему должны и все соревнуются в насыщении его. Как-будто мы все были эмигрантами в своей стране. Черное выдавалось за белое, белое за черное. Только сердце у таких людей, как Шукшин, болело», - писал Бурков в своем дневнике.

Актер уважал писателя за его прямолинейность, которую сам Георгий Иванович воспитал в себе далеко не сразу – мог промолчать в несправедливых ситуациях, мог пойти на компромисс, за что его порой укорял Шукшин. Но с годами набрал опыт и говорил, а чаще писал то, что думает.

«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова
«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова

Все 70-е и 80-е годы актер был очень востребован в кино: ему предлагали самые разные роли. Считалось, если в фильме дал согласие сняться Георгий Иванович, то фильм точно будет успешным. Так и было, то ли везение, то ли талант, то ли умение выбирать потенциально успешные проекты. Он снимался у Эльдара Рязанова, Сергея Бондарчука, Василия Шукшина, Карена Шахназарова и многих других.

В 1987 году на экраны вышел фильм «Байка», ставший единственной режиссерской работой Георгия Буркова. Там же он сыграл главную роль.

«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова
«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова

К своей будущей супруге – молодой актрисе-студентке Театра имени Станиславского Татьяне Ухаровой Бурков долго присматривался, да и она не торопилась начинать отношения. Они сыграли свадьбу только в 1965 году. Ему тогда было 32, а ей только 19.

Жили многие годы без излишеств – зарплаты у актеров были небольшими, жилья своего не было, но были счастливы, потому что по-настоящему любили друг друга. В 1966 году в семье родилась дочь Маша, которая тоже стала актрисой, в 1992 году уже после смерти отца она родила сына Георгия, который сейчас работает видеомонтажером. Сейчас ему 28 лет.

«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова
«Власть подчиняет и художника, и зрителя»: пронзительная биография Георгия Буркова

Георгий Бурков был верным супругом, семья всегда для него стояла на первом месте, а работа – это всего лишь работа. Он был очень скромен и неприхотлив в быту, деньги на себя тратить не любил. Главное для него было – достаток близких.

В 1990 году Эльдар Рязанов готовится к съемкам фильма «Небеса обетованные», где Георгий Бурков получил роль. Он репетировал, но сняться в этом фильме ему было не суждено.

Дома актер встал на стул и потянулся за книгой на верхней полке, после чего упал и травмировал бедро. В это время оторвался тромб. Буркова прооперировали, но безуспешно – он скончался от тромбоэмболии 19 июля 1990 года в возрасте 57 лет.

Подписаться на канал «КиноНытик»