Фильм "Чужой" как феномен. Ретроспектива

Фантастический хоррор Ридли Скотта "Чужой" является настоящим феноменом. И сегодня мы поймем почему.

Я коротко напомню, что сюжет повествует о группе космических дальнобойщиках, что получили странный сигнал с неизвестной планеты, мимо которой пролетало их судно. Спустившись на планету они обнаружили там нечто странное, пришельца. Дальше вы либо знаете, либо вам стоит посмотреть этот фильм.

Кого в 70-80 годы мог заинтересовать сюжет про космонавтов, нашедших в недрах космоса агрессивную инопланетную форму жизни? На тот момент жанр фантастики развивался не слишком хорошо. Это было кино второго сорта, эксплуатационное кино, развитие сюжета которого просчитывалось с первых кадров, а герои были клишированными и одинаковыми.

Но, что вдохнуло невероятную жизненную силу в историю “Чужого”.

Во-первых это визуальные работы Ганса Гигера. Это настоящий арт, мало кто настолько серьезно подходит к хоррору или фантастики, чтобы отыскивать настоящее искусство, как визуальную отправную точку. В лучшем случае мы получаем отсылку к чему-то невероятно известному, пресному и заезженному: Библии или Ван Гогу. С “Чужим” все не так - здесь взяли не известные всем произведения за визуальную основу, а что-то уникальное, сумасшедшее и еще нерастиражированное.

Во-вторых: подход к фильму категории Б, как к фильму категории А. Представьте, что вы снимаете дешевый фильм ужасов для цифрового проката, но чувствуете, что снимаете “Титаник” или “Аватар”, вы внимательны к деталям, персонажам, повествованию, визуалу и актерам. Вы скрупулезны даже к быту героев, даже к напиткам, что они пьют, к диалогам, к динамике повествования. Вы дотошны и внимательны к процессу. И ваш малобюджетный проект выходит вполне таки “Титаником”, при желании и старании маркетологов, конечно.

В-третьих: динамика повествования. Откровенно говоря “Чужой” скорее слэшер. Напомню, что слэшер - это жанр фильмов ужасов, где одним из центральных персонажей является таинственный убийца, что убивает своих жертв по отдельности, как правило колюще-режущим предметом. Но это лишь вторая часть фильма. Первая - это бытовая фантастика. Она немного тягучая, но зато она идеальна проникновения зрителя бытом. Дело в том, что мы сначала привыкаем к быту персонажей, все что естественно и типично для космических дальнобойщиков становится типично и для нас. И потом, когда мы прониклись, невероятные события становятся шоком не только для героев, но и для нас.

В-четвертых: персонажи и актеры. По актерам - это просто очень и очень удачный каст, мне тут сложно, что-то сказать, я никого не представляю на месте этих актеров в этом фильме. А вот по героям - прекрасно, когда нам не подсовывают звезду и главного героя истории с первых кадров. В этом фильме герой выковывается сам. Именно поэтому ни один из персонажей не воспринимается, как безымянный болванчик, появившийся на экране лишь чтобы умереть.

В-пятых: “Чужой” благодаря своему кассовому успеху прошелся по всем возможным форматам, по релизам этого фильма можно смело изучать историю цифровых и аналоговых форматов. Ниже я привел примеры форматов, в которых был издан “Чужой”.

Сначала был выпущен 17-минутный отрывок фильма в цвете и со звуком для домашних проекторов на 8-мм пленке. Обложка выглядела вот так:

Затем, фильм вышел на магнитной ленте на VHS и BETAMAX:

...и параллельно на гигантских лазерных дисках размером пластинку и на видео дисках:

Ну а потом настала эра DVD:

А не так давно и Blue-Ray:

Сегодня он доступен и в цифровом виде.