Гоголь - моголь как новый киножанр

05.02.2018

В далеком детстве я забирался под одеяло и с фонариком в руке, дрожа от страха, читал «Вия». Одеяло не только потому, что таился от родителей: время позднее и надо было спать. Одеяло спасало от чудовищ – Вий так меня не увидит… Гоголь во многом опередил свое время, он не только один из столпов литературного сюрреализма с его петербургским циклом, но и жанра хоррора, который по мнению многих есть чисто западная штука. Может быть, моя борьба со страхами и стала одним из из путей выбора психиатрии как профессии?

Как бы то ни было, но спустя десятилетия, в 2005 году, мы в дуэте Мариной и с нашими друзьями-писателями Дмитрием Громовым, Олегом Ладыженским и Андреем Валентиновым сотворили роман «Пентакль», посвятив его Гоголю и его малороссийским историям, провинциальным байкам, его героям – только с переносом в наше время. Чего там у нас только не было! Ведьма работает в парикмахерской. Чёрт сидит за компьютером, упырь — председатель колхоза. По ночам на старом кладбище некий Велиар устраивает для местных обитателей бои без правил. На таинственном базаре вещи продают и покупают людей. Палит из маузера в бесов товарищ Химерный, мраморная Венера в парке навещает искателей древнего клада – и много чего другого. Разгулялась фантазия авторов, благо мир Гоголя неисчерпаем. Роман получил ряд премий как лучший мистический роман года, но были и такие критики, кто назвал его литературным хулиганством.

После такого пространного вступления читателю канала «Кинопсихиатрия» понятны, наверное, мои чувства, с которыми я начал смотреть фильм «Гоголь. Начало». Александр Цекало и его сотоварищи замахнулись ведь на святое – на Гоголя!

Кратко о проекте:

«Российский фильм, снятый режиссёром Егором Барановым по мотивам произведений Николая Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Гоголь. Начало» — первый из трех фильмов проекта «Гоголь»: первого сериала России, который было решено выпустить в кинопрокат. Фильм «Гоголь. Вий» выйдет в прокат 5 апреля 2018 года, «Гоголь. Страшная месть» выйдет в прокат 31 августа 2018 года. Затем 3 фильма будут разбиты на 6 серий, которые в 2018 году вместе с финальным 2-серийным фильмом «Гоголь. Заколдованное место» покажут на телеканале «ТВ-3»

Казаки, ведьмы, русалки, утопленницы и другие обитатели Диканьки встречаются лицом к лицу со своим создателем Николаем Гоголем, молодым писарем из Петербурга, который страдает загадочными припадками и может общаться с персонажами из потустороннего мира. Вместе со своим начальником, блестящим столичным следователем Яковом Гуро, начинающий писатель приезжает на Полтавщину расследовать таинственные убийства девушек. Здесь же он встречает свою любовь, которой суждено сыграть роковую роль в его судьбе. Но хватит ли юному литератору духу противостоять невообразимому? Ведь по слухам, которые активно разносят напуганные местные жители, за преступлениями стоит не кто иной, как сам Дьявол в обличии черного всадника.

Ну что сказать? Ярко, талантливо, оригинально! Такого еще в отечественном кино не было! Сами авторы определяют его жанр как «мэшап», что подразумевает открытую гибридизацию классического сюжета и разных выдумок. Можно назвать этот фильм бурлеском, калейдоскопом, но я бы назвал его гоголем-моголем. Хотя бы из-за любви в детстве к этому запретному продукту (из-за его жуткой калорийности). Увы, любимый писатель не имеет отношения к десерту, его, как пишут, изобрел еврейский дьякон Гогель из Могиля. Так вот, как он писал, «взять сырую яичку, кокнуть в кружку и…» И можно добавить туда все, что угодно – сахар, чернику, соль, хлеб, ягоды, какао, бананы с авокадо – да все, что взбредет в голову. Главное – хорошенько взболтать потом.

В нашем случае рассказы Гоголя – сырое яйцо, а уж авторы чего только туда не добавили! Сказку, хоррор, детектив, иронию, лукавство, драму, водевиль, пародию, кабаре… И хорошо взболтали. Вот что об этом сказал Александр Цекало, отвечая на вопрос – имеет ли право художник так интерпретировать классику:

« Мы имеем право делать что угодно. Николай Васильевич порадовался бы, потому что сам был большим озорником. Я довольно наглый человек. Нафталиновое изложение XIX века уже приелось - мы привыкли к унылым декорациям, к бледным лицам, что, зачастую, странно. А ведь жизнь тогда была довольно интересная, это безумно красивый яркий мир»

И они создали этот мир. Удивительно живописный, при этом по-цыгански сочетающий компьютерную графику и реалии. Луна на полнеба, бричка, дорога в лесу, мерцает река – так и жди русалок. Кое-где, с моей точки зрения, с чувством меры возникает перехлест – как вот с призраком бабы Хавроньи, уж слишком клюквенно пародирующим эти самые призраки. Но это отдельные детали калейдоскопа, на которые и внимания не успеваешь обратить – с такой скоростью крутятся жернова воображения авторов.

Великолепный кастинг. Это не только Олег Меньшов в роли петербургского «важняка», но и Ян Цапник, изобразивший местного экскулапа, и Евгений Стычкин в роли местного следователя, и многие другие.

А что же образ Гоголя? Во многих отзывах молодого и талантливого Александра Петрова заклевали – и нос у него не тот, не гоголевский, и игра плоская. Мне же представляется его игра талантливой. Бог с ним, с носом – не в носе ведь дело. Всегда трудно играть гения, трудно это делать «изнутри», но вот Петров справился. Его Гоголь нервный, быстрый, чем-то загадочный. Его прозрачные глаза крупным планом, его взор – целая палитра красок, эмоций и глубины. Сквозь них видишь душу – а это и есть главное.

Позвольте сказать несколько слов о душе и душевных болезнях.

В фильме Гоголь то и дело падает в обмороки, с галлюцинациями, видениями и озарениями. Здесь есть историческая и, если хотите, клиническая подоплека. До сих идут споры о болезни Гоголя – то ли это маниакально-депрессивный психоз, то ли шизофрения, то ли эпилепсия, то ли невроз. В нынешней американской психиатрии ему, вероятно, был бы поставлен диагноз БАР – биполярного аффективного расстройства. Известно, что Гоголь страдал многочисленными фобиями, такими как, например, тафефобией – боязнью быть погребенным заживо, танатофобией – страхом внезапной смерти. Последние годы жизни он спал сидя, боясь прилечь в постель. А уж так, как он описал свои приступы депрессии, не смог бы описать никто, кроме писателя такого таланта.

Вокруг болезни Гоголя и его трагической кончина в 1852 году ходят много сплетен и спекуляций, вплоть до того, он был погребен заживо. Из глубочайшего уважения к любимому писателю я не буду продолжать эту тему, не владея ею достаточно. Скажу лишь, что из всех подходов к анализу болезни Гоголя мне ближе всех мнение выдающегося советского психиатра Дмитрия Мелехова, который обосновал диагноз приступообразной шизофрении. Дмитрий Мелехов – основоположник социальной психиатрии, он был глубоко верующим человеком, и даже был дважды арестован (в 1923 и 1933 году) за свои религиозные убеждения. Он ушел из жизни в 1979 году, оставив после себя незавершенную книгу «Психиатрия и проблемы духовной жизни», где впервые в мире исследовал соотношение духовной, душевной и биологической сущностей человека. Глава в этой уникальной книге посвящена болезни Гоголя. Читать это трудно без горького сожаления. Увы, шизофрения тогда еще не была описана, и Гоголя лечили варварскими способами – холодными обливаниями, прикладыванием к носу пиявок, капали на голову едкий спирт. Вместо того, чтобы усиленно, даже принудительно, кормить писателя, угасающего без приема пищи. Но самое главное – духовный наставник Гоголя, отец Матфей, которому писатель безоговорочно доверял – склонял писателя не к борьбе с болезнью, а к покаянию, пугая адскими муками. По некоторым свидетельствам, отец Матфей призывал бросить писательство как богомерзкое дело и уйти в монастырь.

Сегодня моему любимому Николая Васильевичу современная психиатрия бы помогла, в этом нет сомнения, и он не сжег бы второй том «Мертвых душ», порадовал бы нас новыми откровениями.

Извините за столь обширное отступление и экскурс в прошлое. Но экзистенциальные проблемы – одни из важнейших в проекте. Что за Дар у героя картины? Его прозрения, видения – от болезни, или от контакта с чем-то неведомым и окружающим нас? Одна из героинь фильма говорит о том, что у Гоголя связь с Темным началом… То есть с Дьяволом. Вот это напрягает. Не уподобится ли сериал и фильмы отцу Матфею? Хотелось бы надеяться – нет. Живородящий, озорной, добрый талант Николая Васильевича – несомненно от Светлой стороны жизни, независимо от того, существует ли Ад и Рай, или что-то там подобное… Будем надеяться, что творцы проекта избегут спекуляций на тему «дьяволо-Гоголя» и подарят нам много парадоксальных открытий.

Индекс Эмпатии (осознанного сопереживания, от +5 до -5): +4

Пси-Индекс (охраны психического здоровья): - ? (будет поставлен позже, по оценке всего проекта)